Бабигонская идиллия. Что изображено на литографии Петра Бореля
Бабигонский холм близ Петергофа, дворец Бельведер, на склоне между ним и речкой Шингаркой – регулярный сад со статуями и павильонами. По берегу в ландо едет, вероятно, сам государь с семейством и лично правит лошадьми... Литография, запечатлевшая эту идиллию, была создана художником, литографом Петром Федоровичем Борелем по рисунку архитектора Карла Фридриха Циглер фон Шафгаузена.
Возвышающиеся у подножия Бельведера скульптурные группы укротителей коней работы Петра Клодта - аналоги тех, которые установлены на Аничковом мосту в Петербурге.
Бельведер – детище Николая I. Император собственноручно сделал эскиз будущего здания и 1 августа 1850 года вручил этот рисунок архитектору Андрею Штакеншнейдеру, который вскоре исполнил детальный проект и осуществил строительство.
«Здание Бельведера двухэтажное, в строгом среднегреческом стиле, основание здания из тесаного гранита; кругом нижнего этажа всего строения – терраса, обнесенная чугунной решеткой, – сообщал генерал-майор Александр Федорович Гейрот в своем «Описании Петергофа». – Вокруг всего верхнего этажа Бельведера великолепная колоннада из 28-ми колонн сердобольского гранита с ионическими белого мрамора капителями. Между колонами тоже чугунная решетка...»
Среди интерьеров Бельведера особенной парадностью отличался большой зал первого этажа, оформленный колоннами белого итальянского мрамора. Отделка зала застопорилась из-за невозможности своевременно доставить колонны из Италии: в 1853 – 1856 годах, как раз во время строительства, шла Крымская война.
После революции в Бельведере расположилась здравница. Отдыхавший здесь в 1920 году поэт и прозаик Георгий Иванов отмечал в рассказе «Карменсита (Петербургский случай)»: «Бельведер. Вероятно, и не все петербуржцы знают его. Об остальных россиянах и говорить не приходится, – не слышали наверное. А между тем это, по справедливости, одно из красивейших поэтичнейших мест в мире... Налево медное солнце садится за кажущимся черным скалистым островом Кронштадт; направо, вдали, то же солнце последними лучами играет на золотом куполе Исаакия. А видите вы все это не просто с обрыва, а с широкой площадки огромного мраморного храма...».
Во время Великой Отечественной войны Бельведер серьезно пострадал, была утрачена скульптура и планировка сада. В 1950-е и 1980-е годы Бельведер реставрировали, и, как и до войны, он использовался как место отдыха. После реставрации 2010 года здесь расположился гостиничный комплекс.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (7016) от 24.09.2021 под заголовком «Бабигонская идиллия».
Комментарии