Аристократ-полицейский. Как граф де Люксембург справился с волной грабежей
В начале 1820-х годов в Лужском уезде С.-Петербургской губернии активную деятельность развернула шайка вооруженных грабителей под руководством «атаманов» Осипа и Тимофея Абакумовых, промышлявшая разбоем на дорогах. Об их «подвигах» стало известно даже императору Александру I: накануне «высочайшего проезда» через территорию уезда лиходеи напали на торговцев, двигавшихся по тракту. Одного они застрелили из ружья, заряженного оловянными и медными женскими пуговицами, другому проломили голову прикладом...

ФОТО pixabay
Поимка разбойников стала личной заслугой лужского земского исправника – выходца из старинного графского рода де Люксембург. Подробности сохранились в документах Российского государственного исторического архива.
Род графов де Люксембург принадлежал к числу наиболее древних и знатных аристократических домов Европы. Его представители возводили свое происхождение к Зигефрою I Датскому, королю, вступившему на престол в 804 году.
Отец будущего лужского стража порядка полковник Карл де Люксембург служил во французской королевской армии, а в 1790 году покинул страну из-за революции. Вступив в английские экспедиционные войска в Европе, он несколько лет сражался против Французской республики, а в 1803 году с семьей переселился в Россию.
К этому моменту его сыну Людвигу исполнилось 18 лет. Записавшись на военную службу в лейб-гвардии Гусарский полк, он участвовал в сражении под Аустерлицем, дослужился до чина поручика, после чего в ноябре 1810 года вышел в отставку. Меньше чем через два года, когда началась война с Наполеоном, он вернулся в строй, доказав верность своей новой родине.
Людвиг Карлович был назначен в Польский уланский полк (в котором, кстати, начинала службу знаменитая «кавалерист-девица» Надежда Дурова) и отличился в сражениях под Малоярославцем и Красным. Еще более славным оказалось участие молодого графа в заграничном походе русской армии: в 1813 году в «Битве народов» под Лейпцигом, будучи с эскадроном улан у «прикрытия англинской артиллерии», он захватил неприятельское знамя и взял в плен «обер-офицеров и нижних чинов560 человек».
Войну с Наполеоном Людвиг де Люксембург закончил в покоренном Париже. В отставку вышел в марте 1815 года в чине ротмистра, став кавалером двух орденов Св. Анны и Св. Владимира IV степени с бантом (символ боевого отличия) и обладателем золотой сабли с надписью «За храбрость».
Поселившись в Лужском уезде С.-Петербургской губернии, граф женился на дочери статского советника Ильинского, а в 1821 году «по выбору благородного дворянства» был назначен земским исправником (главой уездной полиции).
На этом посту отставной военный и повел решительную борьбу с наводившими страх на уезд грабителями. Уже через несколько месяцев с помощью казака Григория Кияница он задержал на мызе помещика Татищева «товарища главного атамана грабителей» Захара Иванова (последний, будучи беглым крепостным крестьянином брата владельца усадьбы, хорошо знал расположение построек и прятался во флигеле господского дома). После этого граф вышел на след самого «атамана» Тимофея Абакумова, скрывавшегося в окрестных лесах.
Тот с двумя товарищами прятался на мызе помещика Бухарова в вырытой на дне погреба яме. Появление полицейских оказалось для грабителей полной неожиданностью, тем не менее они «ружьями и ножами» оказали отчаянное сопротивление. В ходе короткой схватки бандитов задержали и отправили в лужскую тюрьму для следствия о «произведенных ими грабежах и смертоубийствах».
В мае 1822 года графу удалось поймать остававшегося на свободе «известного грабителя Осипа Абакумова и его товарищей». Затем нашли «пристанодержателей сей шайки», а значительную часть награбленного имущества вернули законным владельцам. По свидетельству гражданского губернатора Семена Щербинина, благодаря быстрым и уверенным действиям Людвига де Люксембурга грабежи в Лужском уезде прекратились, и водворилось «должное спокойствие и безопасность жителей».
Столичный генерал-губернатор Милорадович велел наградить графа денежным пособием в размере трех тысяч рублей. При выборе награды приняли во внимание ощутимую бедность аристократа-исправника: все его имение состояло из шести душ крестьян «мужеска пола».
«Отличные подвиги» лужского полицейского, позволившие в кратчайшие сроки справиться с волной грабежей, впечатлили даже Комитет министров, и в феврале 1823 года он постановил выдать Людвигу Карловичу «вместо испрашиваемых трех – пять тысяч рублей». С чем согласился и государь император.
После описанных событий французский аристократ в течение года продолжал возглавлять уездную полицию, а затем вышел в отставку и занялся собственным помещичьим хозяйством. Кстати, его сын Валериан, выйдя в отставку с военной службы, тоже стал стражем порядка: в 1830 – 1850-х годах он служил полицеймейстером в Новгороде, Тамбове, Харькове и Астрахани.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (6992) от 20.08.2021 под заголовком «Аристократ-полицейский».
Материалы рубрики
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии