100 грамм ради праздника. Воспоминания о первом военном новогодье
Имя Юрия БУЧИНСКОГО уже фигурировало на наших страницах, когда шла речь о его записях, сделанных в начале Великой Отечественной войны. Служба Юрия — он был призван из Тульской области — начиналась в Новом Петергофе в зенитно-артиллерийском дивизионе. Во время блокады позиция батареи располагалась неподалеку от Нарвских ворот. Как отмечает «первооткрыватель» его дневника историк Сергей Полторак, день за днем Бучинский делал бесхитростные записи своих впечатлений о том, что происходило в его батарее, в блокадном городе, на фронте. «Боевое дежурство – посменное, в остальное время солдаты были предоставлены сами себе. Именно в простоте и честности записей состоит их историческая ценность... Их язык – солдата, а не литератора», – говорит исследователь.
Ниже – небольшие фрагменты из дневника, рассказывающие о первом военном новогодье.

ФОТО pixabay
«24 декабря 1941 года
Скоро, скоро Новый год. 1942... Неужели нам не прибавят хлеба? По-моему, имеется много шансов. Ведь я в газете за 20 число читал, что дорога к Тихвину свободна, концентрируются составы, так что сейчас, наверно, поезда ходят до самого Волхова. Эх, дали бы ознаменовать Новый год хотя бы 100 г, чтобы смочить его хотя бы и этим количеством. Какой он будет?..
26 декабря
Ну и морозик держится сегодня! 22 градуса мороза, а иногда доходит до 27 градусов. Целый день наши ребята занимались на дворе, а я выполнял приказания и переписывал устройство прибора...
Обед был на славу: таких густых щей я не ел уже около двух месяцев.
Говорят, что как будто наши заняли Красное (Село. – Ред.), вот бы было хорошо! Говорят еще, что немцы с нашего участка спешно увозят оружие. Сегодня рано утром наши крепко давали немцам...
31 декабря
Последний день 41-го года! Нет больше 41-го года! В основном он является вырванным, вырезанным из тела моей жизни и является для моей дальнейшей жизни тормозом, багажом, несмотря на то, что я получил много уроков здравомыслия в своих поступках...
Что несет мне 42-й? В основном он, наверно, будет продолжением 41-го года, с той лишь разницей, что весь будет полон различными неожиданностями, случаями и прочим. Если в 41-м году я развился духовно, морально, то одновременно отстал на один год от культурного развития, развития наиболее любимой отрасли – радио.
Раньше, бывало, в 12 часов ночи идет торжественная встреча Нового года и прощание со Старым годом. Шум, веселье, радость, выпивка и прочее. А сейчас... Сейчас в суровое время войны придется его встречать сухо, не весело, хотя в 6 часов к нам должны прийти делегаты, но все-таки без 100 грамм традиционных это не то...
Сегодня рано утром радио принесло радостную весть, наши десанты взяли Керчь и Феодосию. Какая радость к Новому году! Какая радость: наша батарея заняла 1-е место в полку!..
Новый год – 1942. 1 января
5 минут первого, наконец-таки дождался, ложусь спать, через 4,5 часа нужно на пост. Несу службу на посту. На дворе мороз средний, но с ветерком. Да, забыл совсем: в 1941 году я дождался-таки, когда мои сапоги взяли для ремонта, за это я пообещал 3 пачки папирос...
2 января 1942 года (пятница)
Пришли, наконец, артисты. Всего 6 человек: 2 скрипки, виолончель, певица и балерина... Тут был даже доцент филармонии Михаил Михайлович Беляков, Сталинский стипендиат и прочие – все артисты театра им. Кирова. Выступали мало, но хорошо...».
Вместо послесловия.
После освобождения Ленинграда от блокады зенитная батарея, в которой служил Бучинский, вплоть до самого окончания войны стояла в районе Стрельны, охраняя ленинградское небо. После войны Юрий служил в учебном дивизионе, располагавшемся неподалеку от Технологического института. В 1946 году был демобилизован и остался в Ленинграде. Окончил ЛИТМО, работал инженером.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (7076) от 21.12.2021 под заголовком «100 грамм ради праздника».
Материалы рубрики
Дело о фальшивом маргарине. Размах его производства в XIX веке требовал принятия специального закона
Кому сказать спасибо? История из жизни в блокадном Ленинграде
О красавце Ленинграде и об его осаде. Подвиг города воспевали литераторы и народные сказители
Очень личное. Петербург проникнут блокадной памятью
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии