Удар по почкам. «Укрощение» пьяного дебошира превратилось в расправу

Жизнь 36-летнего Сергея Б. оборвалась в ночь на 29 октября прошлого года в туалете Ладожского вокзала. Перед этим он успел еще купить бутылку пива и какую-то еду. Потом пошел в туалет и там скоропостижно скончался. Труп его спустя 20 минут обнаружила уборщица. Она вызвала вокзального фельдшера, но спасать было уже некого. Приехавшая полиция при осмотре тела не обнаружила на нем никаких следов насилия.

Удар по почкам. «Укрощение» пьяного дебошира превратилось в расправу | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Аргумент – резиновая палка

Труп отправили на судебно-медицинскую экспертизу. При вскрытии выяснилось, что имеет место внутреннее повреждение органов, в том числе разрыв почки, который образовался от ударов тупым твердым предметом. Давность телесных повреждений – от 3 до 6 суток. Получив это заключение, в Северо-Западном следственном управлении на транспорте Следственного комитета РФ возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 111 УК РФ («умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего»).

Проблемы с идентификацией погибшего не возникло – при нем оказались паспорт с пропиской в городе Ухте, мобильный телефон и проездная карта «Подорожник». Правда, сим-карта была новая – всего пять контактов, по которым ничего толком узнать не удалось. Зато «Подорожник» позволил установить все маршруты передвижения Сергея. Оперативники изъяли записи с видеокамер у станций метро, которыми он пользовался. Постепенно вырисовался образ жизни этого человека. Он перебивался в Петербурге случайными заработками, ночевал в хостелах. И много пил.

Все хостелы, в которых предположительно мог останавливаться Сергей, были тщательно обследованы. Внимание оперативников привлек один из них, находящийся на Туристской улице. Как выяснилось, в конце октября потерпевший проживал именно там. Причем оказалось, что один из жильцов его хорошо помнил.

Это был человек, занимавшийся набором рабочих для строительства частных домов. Он рассказал, что встретил Сергея у станции метро «Сенная» и предложил ему работу. Тот был пьян, выглядел не очень здоровым, пожаловался на боль в боку, но о причинах ее не рассказал. Двое суток он отлеживался в хостеле, ничего не ел, потом выехал на работу в деревню Пороги. Отработал день и сказал, что хочет вернуться на родину. Поехал на Ладожский вокзал. Это и была та роковая ночь на 29-е...

Незадолго до того Сергей останавливался в другом хостеле – на улице Достоевского. Администратор заведения по имени Алексей вспомнил этого жильца и даже признался, что в ночь на 23 октября он устроил в заведении пьяный скандал. Пришлось вызывать наряд охраны из ЧОПа, с которым у хостела заключен договор.

Приехал один человек, вооруженный резиновой палкой и наручниками, прошел в комнату, где буянил подвыпивший жилец. Судя по грохоту, раздавшемуся оттуда, тот оказал активное сопротивление. Финал этой борьбы – когда охранник выволок упирающегося дебошира на улицу – Алексей снял на камеру мобильного телефона.

На конкретный вопрос, бил ли охранник потерпевшего, администратор отвечал путано – вроде бы пару раз ударил рукой, но толком он ничего не видел. Пришлось прибегнуть к помощи полиграфа. И при проведении проверки Алексей признался: да, было два удара резиновой палкой. И полиграф засвидетельствовал: эти показания правдивы.

Свои слова он повторил на официальном допросе и при проверке показаний на месте происшествия. Показал детально, как и куда наносились удары. Специально назначенная дополнительная медицинская экспертиза подтвердила: описанная картина полностью соответствует характеру обнаруженных телесных повреждений.

«Бил не я...»

Появились, таким образом, все основания для задержания подозреваемого. Им оказался 50-летний сотрудник ЧОПа Юрий М. Раньше, как выяснилось, он служил в полиции. По неофициальным данным, будто бы отличался агрессивным характером, в связи с чем и был уволен. Хотя формально – по собственному желанию и без каких-либо пятен в биографии.

Сначала его допросили в качестве свидетеля. Он признался, что приезжал на тот вызов, выдворял из хостела разбуянившегося клиента, но ни в коем случае его не бил. И снова следователи прибегли к помощи полиграфа. И снова – успешно. При проведении проверки Юрий признал, что несколько раз ударил потерпевшего резиновой палкой.

Разумеется, после этого из свидетеля он превратился в подозреваемого. Учитывая его потенциальную опасность, а также возможность давления на свидетеля (чего тот реально боялся), Юрий был задержан и вскоре арестован. Теперь проверку показаний на месте происшествия провели уже с ним. И описанный им механизм нанесения ударов также полностью подтвердил выводы судмедэкспертов.

Но... охранное предприятие, где трудился обвиняемый, решило прийти к нему на помощь. Ему наняли платного адвоката (до тех пор он обходился тем, которого предоставило государство), и показания подозреваемого сразу изменились. От факта нанесения ударов он не отказывался, но теперь утверждал, что бил в другое место и причиной смерти это стать никак не могло. Выглядело это, прямо скажем, неубедительно – такие «признания» с заключением экспертизы полностью расходились.

– Поскольку между конфликтом на Достоевского и смертью потерпевшего прошла почти неделя, обвиняемый заявил, что смертельные удары нанес ему кто-то другой, – рассказывает руководитель Санкт-Петербургского следственного отдела на транспорте Марат Качмасов. – И тогда оперативники и следователи провели хронометраж жизни потерпевшего в течение всех этих дней. Отследили практически каждый его шаг! После этого стало абсолютно понятно, что нигде в другом месте он за это время подобных травм получить не мог.

Обороняться не пытался

Задалось следствие и другим вопросом: а зачем вообще пьяного дебошира надо было бить? Ведь, по закону, сотрудник ЧОПа должен в таких ситуациях лишь зафиксировать нарушителя порядка, дождавшись прибытия сотрудников полиции. Применение физической силы допустимо лишь в крайних случаях – при угрозе жизни и здоровью окружающих либо для самообороны.

«Я был агрессивно настроен, – признался Юрий. – Понимал, что человек не подчинится, если не ударю». Его спросили: не пытался ли дебошир сам нанести удар? Нет, признался Юрий, такого не было. Администратор Алексей подтвердил: да, действительно, не было. На это адвокат обвиняемого заявил: «Была ночь, свидетель на таком расстоянии ничего не мог видеть».

– Чтобы проверить эту версию, – говорит Качмасов, – мы провели следственный эксперимент. Приехали в хостел в то самое ночное время, воспроизвели всю картину происшедшего и убедились, что с того места, на котором стоял Алексей, все было прекрасно видно...

Выбросив дебошира на улицу, Юрий спокойно уехал. Сергей, проведя на свежем воздухе несколько часов, стал стучаться в дверь, требуя, чтобы ему отдали его личные вещи. Вещи ему отдали, но внутрь уже не пустили. Остаток ночи он провел на лестничной площадке.

За несколько часов до смерти он еще успел позвонить в «скорую»: «Я злоупотребляю спиртными напитками. У меня, кажется, начинается «белочка». Ему спокойно ответили, что нужно записаться на прием к врачу. Он сказал, что и так знает, какие нужно пить таблетки. На этом разговор закончился. Его аудиозапись приобщена к материалам дела. А те самые таблетки нашли при досмотре тела.

Охраннику М., помимо статьи о тяжком вреде здоровью, следствие вменило еще ч. 2 ст. 203 УК РФ – «превышение полномочий работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении им своих должностных обязанностей, совершенное с применением насилия и повлекшее тяжкие последствия». Состоявшийся недавно суд признал его виновным и приговорил к 5 годам колонии строгого режима. Учитывая тяжесть вменяемых ему преступлений, приговор можно считать сравнительно мягким. Поэтому маловероятно, что осужденный воспользуется правом на обжалование.

#смерть #расследование #суд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6817) от 01.12.2020 под заголовком «Удар по почкам».


Комментарии