«Теплосеть» заплатит петербуржцу за поврежденный из-за люка автомобиль

На днях Московский районный суд удовлетворил иск Ивана В. к «Теплосети». Компания обязана выплатить гражданину возмещение ущерба – 217 823 руб. 27 коп. плюс расходы на экспертизу – 3000 руб., на адвоката – 35 000 руб. и пошлину – 5378 руб. 23 коп. Это цена... открытого люка.

«Теплосеть» заплатит петербуржцу за поврежденный из-за люка автомобиль | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Год назад гражданин В. ехал на своем автомобиле по набережной реки Мойки и напоролся на открытый люк. Разумеется, автомобиль был поврежден. Тепловая компания даже не очень возражала. Юридическая служба написала отзыв на иск, в котором не соглашалась с доводами гражданина, но делала это без энтузиазма. Так что исход долгого процесса был, по сути, предрешен.

Подобные иски с недавних пор прочно вошли в судебную практику страны. Случилось это после того, как один из исков дошел аж до Верховного суда. Пострадавший из Орла попытался было в родном городе взыскать ущерб с местного «Водоканала». Машина была дорогой, так что и ремонт, как убеждал гражданин, стоил более 900 тысяч рублей. Районный суд удовлетворил требования в полном объеме. Но областной –  сократил сумму почти вдвое. Гражданин пошел судиться дальше.

И Верховный суд согласился, что иск должен быть рассмотрен вновь, с тем чтобы тщательнее подсчитать убыль. Заодно судебная коллегия по гражданским делам ВС достаточно прозрачно изложила свою позицию, которая может быть учтена при рассмотрении всех подобных исков.

А именно: вред необходимо возмещать в полном объеме. Но сумма может быть снижена, если ответчик докажет, что «грубая неосторожность потерпевшего» (формулировка из Гражданского кодекса, ст. 1083) привела к увеличению вреда. То есть не гражданин должен убеждать суд, что был бдительным водителем, а владелец открытого люка –  что автовладелец сам виноват, мог бы снизить скорость перед препятствием.

При этом ВС определил и зафиксировал в своем определении, что при поиске доказательств стоит исходить из следующего решения экспертов: при скорости движения автомобиля 40 км/ч остановочный путь составляет 48 метров, а при 60 км/ч –  95 метров. Исходя из этих данных и рекомендовано делать вывод: была ли у водителя техническая возможность предотвратить наезд.

Ситуация с открытыми люками не нова. Водители то и дело попадают в подобные ДТП. Самым крупным ДТП в Петербурге, похоже, можно считать историю, случившуюся года три назад на Ушаковской набережной, когда за день из-за одного люка повреждения получили три автомобиля –  один за другим. Причем закрыли люк не работники отвечающей за него компании, а сами инспекторы ГИБДД.

Что же ныне?

К сожалению, положение по-прежнему нельзя назвать благополучным. «Водоканал», «Теплосеть», ГУП «ТЭК» информируют о своих усилиях по поиску злоумышленников, просят граждан оперативно сообщать, если они заметили открытый люк. На портале «Наш Санкт-Петербург» появился даже отдельный раздел для тех, кто хочет проинформировать о таких фактах. Но, признаться, все эти меры больше похожи на суету и кампанейщину.

К примеру, 2 июля гражданин написал на портал об открытом люке на улице Шелгунова. А через четыре дня... его обращение было передано «по принадлежности»: в городской комитет по энергетике. Дальше комитет будет искать собственника люка, передавать послание ему. Даже если собственник сразу отправится по указанному адресу, пройдет в лучшем случае неделя. Вполне достаточно, чтобы случилось нечто неприятное.

Еще одно сообщение. Поселок Лисий Нос, Морская улица, напротив дома 27: «Срочно закройте люк. Существует опасность наезда...». И неспешный ответ: срок рассмотрения –  неделя.

Тот же срок определен и для того, чтобы закрыть люк на проспекте Луначарского недалеко от перекрестка с проспектом Культуры.

По две-три недели находились в открытом состоянии люки на Наличной улице в Василеостровском районе, на Яхтенной в Приморском, на Малой Посадской в Петроградском. Впрочем, каждый горожанин может прогуляться по своему кварталу и обнаружить нечто подобное: не на проезжей части, так во дворе.

Ну что ж. Нельзя исключить, что какой-либо из этих люков станет причиной новых судебных процессов. Будет здорово, если пострадают только машины.

#суд #водитель #автомобили

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (6968) от 19.07.2021 под заголовком «Бездна без крышки».


Комментарии