Спасатели 436 раз выезжали на ликвидацию последствий шторма в Петербурге
10 сентября в Смольном проходило мероприятие с участием журналистов. А на улице в то же время начинался шторм. Совмещение этих событий обернулось анекдотом. Мало того, что от остановки до ворот правительственного здания пришлось передвигаться короткими перебежками, так еще и в самих воротах произошел климатический инцидент. Порыв ветра подхватил зонт и пронес его вместе с хозяйкой мимо охранника, который обязан был выяснить личность визитера и проверить документы. Охранник бросился следом с криком: «Куда, Мэри Поппинс?!».
ФОТО Алексея СМАГИНА/ИНТЕРПРЕСС
Вообще шторм, длившийся с перерывами с вечера 10-го до середины 14 сентября, вызвал немало шуток. Настоящими мемами, гуляющими по Сети, стали две из них. Мужская: «Легкий бриз сдувает лицо с черепа». Женская: «Девочки, у кого накладные ресницы, оставайтесь сегодня дома!».
Большинство граждан, никак не пострадавших от порывов ветра, с плохо скрытым восторгом хвастались пришедшими в негодность зонтами, до нитки промокшей одеждой, с треском свалившимися во дворе деревьями. И даже продавленными машинами (разумеется, если они были соседскими). Но всеобщее веселое зубоскальство ничуть не умаляет убытков и бед, которые принес с собой шторм.
13 сентября на Серебристом бульваре выдранный с корнем знак пешеходного перехода пробил окно рейсового автобуса. Стойка дорожного знака, по сути, прошила салон насквозь. Это чудо, что никто не пострадал. На проспекте Луначарского ветер... сдул «Газель» на соседнюю полосу, впечатав ее в другой автомобиль.
По подсчетам регионального управления МЧС, на ликвидацию последствий того, что натворил ветер, пришлось выезжать 436 раз. Больше всего – 313 – на срочную уборку деревьев, упавших на проезжую часть или тротуар. Спасатели подсчитали пострадавшие автомобили – 25 штук. И 123 выезда были посвящены падениям различных конструкций: дорожных знаков, кусков кровель, рекламных сооружений. В этом бедламе пострадали два человека.
В ликвидации последствий также были задействованы садово-парковые предприятия, комитет по благоустройству, ГИБДД, «Ленэнерго» (ему пришлось восстанавливать провода по двум десяткам адресов), районные администрации и управляющие компании.
Так что, серьезно говоря, городу стоило бы перейти от шуток, описания происшествий, подсчетов упавших деревьев и конструкций к планированию действий, которые свели бы к минимуму ущерб.
Самый крупный проект – исторический, грандиозный – уже реализован. Дамба. Теперь на повестке дня частности, исправление которых требует всего лишь воли городского руководства, последовательности, контроля и времени.
Что падает чаще всего? Ответ очевиден: старые деревья. Прежде всего тополя. Давно понятно, что с ними нужно делать: которые помоложе – обрезать или «столбировать» (это «протестное» словечко придумали защитники зеленых насаждений); постарше – вовсе выкорчевывать. Программа сноса деревьев-угроз действует. Но медленно и тяжко. Отчасти из-за отсутствия у управляющих компаний, парковых предприятий и органов местного самоуправления лишних денег (снос, особенно в тесных дворах, – дело дорогостоящее, требующее техники и специалистов.) Отчасти из-за борьбы активистов за каждое дерево. Такая борьба, конечно, – дело благое. Но... не слишком ли быстро активисты забывают, как падают тополя под сильным ветром?
Вторая общегородская опасность – дорожные знаки, которые падают регулярно даже под напором нештормовых ветров. Проблема старая, заезженная и нерешаемая годами.
В ГОСТах о технических средствах организации дорожного движения можно найти все: от требований видимости знаков для водителей до приемлемых шрифтов. А о сопротивлении ветровым нагрузкам – ни слова. Лишь в стандарте, разработанном национальным объединением строителей, упомянуто, что строителям дорог при монтаже знаков нужно отдавать предпочтение материалам и изделиям, способным «противостоять проявлениям вандализма, выдерживать расчетные ветровые нагрузки».
Любопытно было бы узнать, какие расчетные ветровые нагрузки учитывают те, кто монтирует или разрешает монтировать дорожные знаки в приморском ветреном, нередко штормовом Петербурге? Кстати, то же напрямую касается рекламных конструкций, которые тоже летят, хоть и не столь часто, как дорожные знаки.
Еще одна беда – кровли. Вернее, неважно закрепленные металлические листы. Самые слабые летают по городу во время каждого шторма. Иные, у которых ветер оторвал две-три стороны, гремят так, что жители дома впадают в панику. Как бороться с этими явлениями? Только проверкой качества ремонтных работ – как капитальных, так и текущих, постоянным мониторингом состояния крыши...
Легче сказать. Хорошо, если сразу после шторма управляющая компания полезет на крышу исправлять ситуацию и смотреть, как держатся другие листы. Это нередко случается и через неделю, и через две. А когда шторм забывается, мысли о необходимости проверить кровли на предмет сопротивляемости ветру и вовсе улетучиваются.
До следующего шторма. И тогда, не исключено, придется делать то, что было сделано в доме № 51 по проспекту Славы. 13 сентября альпинисты МЧС, болтаясь на тросах под порывами ветра, крепили металлические листы, которыми облицована часть фасада. Не сделай они этого, возможно, пострадавших было бы больше.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6767) от 21.09.2020 под заголовком ««Куда, Мэри Поппинс?!»».
Комментарии