Кодекс сладкой чести. Чем заменить сахар в рационе?

«Сахар упал на дно», - известил телевизионный комментатор. «И растворился...» - закончило чужую фразу мое сознание, моментально представившее граненый стакан с чаем и заброшенный туда кусочек сахара. Но передача в телевизоре была серьезно-деловой, фантазий не терпела, и потому завершил ведущий свой посыл коротким определением - «ценовое».

Кодекс сладкой чести. Чем заменить сахар в рационе? | Фото: Pixabay / Bru-nO

Фото: Pixabay / Bru-nO

Как же без удовольствия?

Такого обрушения цены на сахарный песок давно не видели ни производители, ни оптовики, ни розница. Соответственно, и для покупателя-обывателя его нынешняя стоимость - диво-дивное. Петростат зафиксировал среднюю цену на прилавках: 31 рубль 94 копейки. Фактически же в большинстве сетевых супермаркетов экономкласса килограмм сахарного песка продается по 24 - 25 рублей.

И за весь прошлый год именно этот продукт, по данным все того же Петростата, продемонстрировал самый высокий процент падения стоимости - 32,7%.

Четвертый сезон подряд в России отмечается перепроизводство сахара и, соответственно, рост его запасов. Его, грядущее перепроизводство, Институт конъюнктуры аграрного рынка прогнозировал лет, наверное, семь назад. Тогда подсчитали: в 2016 году производство сахара достигнет 5,6 миллиона тонн и подойдет к границе емкости рынка. Что гарантированно приведет к депрессивно низким ценам на него.

Правда, были скептики со своей «непреклонной позицией», утверждавшие, что - цитата: «Только вряд ли эта ценовая депрессия сильно отразится на розничных ценах и в магазинах сахар начнет дешеветь со скоростью космической... Рост цен, видимо, несколько замедлится, но, с учетом инфляции, не остановится». И этот прогноз тоже оправдался: цены продолжали расти еще несколько лет. В 2018-м поднялись почти на 27% и только в начале прошлого года стали потихоньку уходить «в минус».

Сейчас себестоимость производства сахара у большинства предприятий - 18 - 19 тысяч рублей за тонну. В переводе на привычные для обывателей исчисления - 18 - 19 рублей за килограмм. Продавать сахар дешевле чем за 21 - 22 руб./кг для сахарных заводов означает работать себе в убыток. Поэтому некоторые предприятия вообще приостановили отгрузки в ожидании роста цен.

Распродают свою продукцию в основном мелкие и средние производители, которым нужно обеспечить хоть какой-то денежный поток, а кроме того, у них нет складских помещений, где излишки сахара можно хранить. Многим из них после всей этой ценовой катавасии придется уйти с рынка. У крупных агрохолдингов запас прочности выше.

Сколько бы ни называли сахар «сладкой смертью», равно как соль «белой смертью», без них - никуда. Великий академик Павлов говорил, что трапеза должна начинаться и заканчиваться удовольствием, тем самым отчасти объясняя физиологическую потребность человека в сладком десерте. И сколько бы нас ни убеждали, что от сладкого болят зубы и расплывается фигура, все равно каждого с раннего детства тянет на сладенькое, а не на горькое или кислое.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) нормой потребления сахара, безвредной для здоровья, считает 38 килограммов в год на человека. Российские диетологи рекомендуют 30 - 35 кило. Минздрав и вовсе «жадничает»: обозначенный им порог потребления - 24 килограмма в год. А наша статистика утверждает: на каждого россиянина приходится без малого 40 кило. Причем резкий рост потребления сладенького пришелся на позапрошлый, 2018-й, год, когда цены на сахар галопировали.

...и «ноль» калорий

Между тем крупнейшие производители сладкой газировки - Coca-Cola и PepsiCo объявили о намерении принять «антисахарный» кодекс. Официальное название документа - Кодекс добровольных обязательств. Газировщики обязуются снизить содержание сахара в напитках на 10%. Правда, не в одночасье, а до конца 2024 года.

Кроме них кодекс собирается подписать крупнейший производитель лимонадов - компания «Черноголовка», а вместе с ней известные холдинги по производству минеральной и питьевой воды. Однако как последние планируют снижать сахар в своих и без того пресных напитках, пока остается непонятным. Как неизвестно и то, чем будут заменять сахар производители сладких газировок и лимонадов. Но, наверное, найдут чем. Благо сахарозаменителей и подсластителей хватает.

Исходный толчок развитию отрасли был дан в 70-е годы аж позапрошлого века, и хотя случился он в США, не обошелся без участия выходца из России по имени Константин Фальберг.

Эмигрант трудился на неприметной должности в химической лаборатории одного американского профессора. Однажды в обеденный перерыв отправился домой трапезничать. А к супчику нашему герою подали... сладкий хлеб. «Сладость к первому блюду?!» - развозмущался голодный химик. Домочадцы его возмущения не разделили - никакой сладости в хлебушке никто из них не почувствовал.

Несчастный едок уже готов был согласиться со сбоем собственных вкусовых рецепторов, но вдруг понял, что не хлеб сладок, а его пальцы! В тот день в лаборатории Фальберг «общался» с препаратом под мудреным названием сульфаминбензойная кислота. В голове ученого мелькнула кой-какая догадка... И вместо послеобеденного сна он понесся опять на работу. Догадка подтвердилась: соединения сульфаминбензойной кислоты были не просто сладкими, а сверх меры сладкими.

Так был синтезирован сахарин. Вещество в 450 раз слаще сахара! Открытие было поистине случайным, побочным. Ведь ученые в той лаборатории работали совсем над другой темой - изучали производные битума.

Сегодня сахарином время от времени «подкармливается» каждый из нас. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Дело в том, что он очень широко используется в пищевой промышленности. Одним из ингредиентов мороженого, кремов, желатиновых десертов и прочих кондитерских изделий является пищевая добавка Е954. Под этим кодовым наименованием как раз и скрывается сахарин.

Разложим по полочкам - «что есть что» на рынке сахарозаменителей. Помогут нам в этом специалисты Центра инвестиционно-промышленного анализа и прогноза. «Полочек» оказалось немного, всего две.

На первой - искусственные сахара, получаемые методом органического синтеза: сахарные спирты (сорбит, ксилит, мальтит), аспартам, ацесульфам, сахарин, цикламат и другие. Большая часть заменителей - с «нулевой» калорийностью.

На второй - натуральные сахара - моносахариды и дисахариды (фруктоза, глюкоза, мальтоза, лактоза, галактоза и другие). Сюда же относятся углеводные сиропы - патоки.

Доля сахарозаменителей в общем объеме потребления сахара в нашей стране колеблется на уровне 6 - 7%. Для сравнения: в мировой структуре потребления сахара этот показатель достигает 20%, а в США на долю подсластителей приходится около 50%.

Любопытный факт: в 1980-е годы мода на сахарозаменители, а также активное субсидирование их производства на четверть обрушили рынок натурального сахара США. Чтобы восстановить его, американским производителям потребовалось почти 30 лет.

Рябина горькая, трава медовая

Если сладкая «химия» все-таки настораживает или даже пугает, а обычный сахар по каким-то причинам употреблять нельзя или не хочется, то можно обратить внимание на натуральные его заменители. На фруктозу, например. Она слаще обычного сахара почти в два раза. Правда, удовольствие не из самых дешевых: 300-граммовая упаковка обойдется в среднем в 100 - 120 рублей.

Можно остановить выбор на известном сорбите. Этот природный заменитель сахара извлекают из яблок, абрикосов, других плодов. Но больше всего его содержится - трудно поверить - в рябине! Вот вам и «ах, эта горькая рябина»... Неспроста, наверное, одному из сортов садовой рябины российские селекционеры дали название Сорбинка.

Можно вспомнить и о «собрате» сорбита - ксилите. Его получают из кочерыжек кукурузы и шелухи хлопковых семян. В отличие от сахара ксилит улучшает состояние зубов, а потому входит в состав некоторых зубных паст и жевательных резинок. Но злоупотреблять ксилитом не рекомендуется, дабы избежать всяких неприятных неожиданностей: в больших дозах это вещество превращается в... слабительное.

Лет, наверное, уже десять назад мировой рынок спрогнозировал большие перспективы для подсластителей, изготовленных на основе стевии («медовой травы»). Американская организация продуктов питания и напитков официально подтвердила «право» одной из разновидностей стевии (Rebaudiosid A) как абсолютно безопасной пищевой добавки, чем резко повысила спрос на стевия-подсластители.

Кстати, многие зарубежные производства Coca-Cola и PepsiCo уже делают напитки с этим натуральным подсластителем. В России о его использовании в пищевой промышленности шумно говорили лет пять-шесть назад. Были даже бизнес-планы по промышленному выращиванию «медовой травы» на территории страны. Но так в планах все и осталось. Правда, огородники с успехом выращивают травку на своих дачных грядках.

Экстракт стевии Россия получает из Парагвая, Бразилии и Китая. И как импортный, почти дефицитный продукт на нашем рынке он становится очень дорогим. При этом не всегда качественным. Часто наша пищевка сталкивается со стевиозидом - это достаточно сладкий компонент стевии, но, говоря языком специалистов, его профиль сладости сильно отличается от профиля сахара и не лучшим образом влияет на вкус конечного продукта.

«Чистая» же стевия позволяет заменить сахар не только в напитках, но и в кондитерских, молочных продуктах. Как правило - очень калорийных

Как сообщает Петростат

Потребительские цены на продовольственные товары в декабре 2019 года по сравнению с ноябрем выросли на 0,5%. С начала года - на 2,4%.

Более всего за прошлый год подорожали крупы: гречневая ядрица - 22%; пшено - 16,3 манная - 9,7%. Сливочное масло прибавило в цене 13,2%, рыба мороженая - 9,6, чай черный байховый - 8,2, говядина и хлеб ржано-пшеничный - по 6,6, булочные изделия - 5%.

Подешевели: сахар-песок - на 32,7%, капуста свежая - на 26,1, морковь - на 13,1; масло подсолнечное - на 8,6; куры - на 4, свинина - на 3,3%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах декабря составила 4837 рублей 05 копеек в расчете на месяц, что на 16 рублей 97 копеек выше, чем в ноябре. За весь 2019 год стоимость минимального набора продуктов питания выросла на 25 рублей 66 копеек.

Из непродовольственных товаров в декабре подорожала бытовая техника: печи микроволновые - на 1,7%, телефоны сотовые - на 1,6, пылесосы, утюги - на 1,4%. При этом смартфоны стали дешевле на 2,3%, миксеры, блендеры, ноутбуки - на 1,6, машины швейные - на 1,3, компьютеры планшетные - на 1,2%.

Проезд в поездах дальнего следования стал дороже в среднем на 16,4%, авиаперелет - на 8,7, ритуальные услуги - на 7,9, билеты в театр - на 5,0, услуги зарубежного туризма - на 0,7%. Услуги гостиниц стали дешевле на 5,2%, курсы обучения вождению легкового автомобиля - на 0,7%.

#сахар #еда #продукты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 013 (6611) от 27.01.2020 под заголовком «Кодекс сладкой чести».


Комментарии