Дым без огня. Пожилым людям откажут в высокотехнологичной медицинской помощи?

Недавно узнала о том, что Минздрав внес изменения в Порядок оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия». Один из самых тревожных пунктов документа - это то, что высокотехнологичная медицинская помощь пожилым в России оказываться не будет. Что же получается? Старикам, если они сломают шейку бедра, не будут менять тазобедренный сустав? Или делать операцию на сердце? Спасать зрение? Лечить онкологию? Тогда на какую помощь могут рассчитывать люди старшего поколения? Только на терапевтическую и паллиативную? А может, сделать еще проще: вышел человек на пенсию — и сразу же государство ему дает место... на кладбище. Очень хочется верить, что эта новость просто очередная утка. Или все-таки правда? Светлана Н., пенсионерка

Дым без огня. Пожилым людям откажут в высокотехнологичной медицинской помощи? | Фото: Pixabay / DarkoStojanovic

Фото: Pixabay / DarkoStojanovic

Граждане, успокойтесь! Давайте посмотрим на ситуацию здраво. Новый приказ Минздрава, который вызвал у пользователей Интернета бурю эмоций, на самом деле был опубликован еще в конце декабря. И никто на него не обратил бы внимания, если бы один из блогеров не опубликовал страшилку под заголовком «Сбрось маму с поезда».

В тексте автор утверждал, что отныне всем «возрастным пациентам остается доступна лишь первичная специализированная медико-санитарная помощь, специализированная и паллиативная». А высокотехнологичная помощь (ВМП) - нет. И если пожилой человек, например, получит сильные ожоги или ему потребуется серьезная операция, то его «бросят умирать».

Хорошо «прожаренная утка» тут же пошла гулять по Сети, попала в некоторые журналистские издания, а вскоре и весь Интернет запестрел пугающим заголовком «Минздрав отказывает возрастным пациентам в высокотехнологичной помощи».

При этом, похоже, никто из паникеров не удосужился открыть оригинал документа, в который вносятся поправки.

Поэтому следует объяснить, что на самом деле говорится в поправках к приказу по профилю «гериатрия», который был утвержден еще в 2016 году.

Новый документ за № 1067 лишь закрепляет за гериатрическими центрами функцию взаимодействия и преемственности помощи с органами соцзащиты. Кстати, многие центры уже проводят такую совместную работу с другими ведомствами. Просто теперь она выйдет на новый уровень.

Также приказ уточняет критерии пожилого и старческого возраста: пациенты пожилого возраста - старше 60 лет, старческого - старше 75. Но если синдром старческой астении (снижение аппетита, утрата интереса к жизни, мышечная слабость) будет выявлен раньше, то пациенту также будет оказана гериатрическая помощь.

Кроме того, документ определяет оказание гериатрической помощи на дому, что становится важной частью системы заботы о старшем поколении. Определяется маршрутизация таких пациентов, предусматривается создание гериатрических центров, а также дополняется список показаний к госпитализации. И ни слова по поводу отказа в ВМП пожилым людям.

Так откуда же тогда появилась эта новость? Скорее всего, поводом для нагнетания истерии стал один из пунктов приказа, который звучит так: «Медицинская помощь по профилю «гериатрия» оказывается в виде первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи...».

Вот эти слова «за исключением» и стали тем самым спусковым крючком, вызвавшим волнение среди наших доверчивых граждан.

На самом деле лечение разных болезней регулируется сотнями документов и приказов. Например, в приказе про лечение панкреатита нет ни слова про лечение насморка. Но это же не означает, что пациент не получит рецепт на капли в нос. Просто он будет выписан на основании другого приказа Минздрава.

Так и ВМП оказывают, согласно приказу «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы». И тут ни старческая астения, ни любой другой диагноз, ни тем более возраст пациента не могут стать основанием для отказа.

Также существует утвержденный перечень конкретных видов ВМП, которые включены в программу госгарантий. Как пояснили в Министерстве здравоохранения: «Медицинские показания к оказанию ВМП определяет лечащий врач медучреждения, в котором пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи, с учетом права на выбор медицинской организации. Ограничений для оказания ВМП по возрасту пациента не предусмотрено».

Таким образом, всем гражданам вне зависимости от возраста, в том числе и пациентам, страдающим старческой астенией, может быть оказана высокотехнологичная помощь по любому профилю. Такое лечение может проводиться в медицинской организации, имеющей лицензию на оказание ВМП по соответствующему профилю.

Выходит, тем, у кого диагностирована старческая астения, высокотехнологичная помощь все-таки не положена? Разумеется, положена - так же, как и всем остальным!

А вот гериатрические отделения, в деятельность которых внесены некоторые изменения, как раз и должны подготовить пожилого человека к этой помощи. Тем более что и раньше ВМП никогда не оказывалась по профилю «гериатрия».

Гериатрия не заменяет ВМП, кардиологию, неврологию, любую другую специальность, а является еще одной дополнительной опцией для пожилых людей, чтобы продлить их жизнь и улучшить ее качество.

Так что все волнения по поводу лишения пожилых людей высокотехнологичной медпомощи оказались необоснованными.

КСТАТИ

Список ВМП ежегодно утверждает Министерство здравоохранения. В нем более сотни наименований, но в первую очередь это операции на открытом сердце, замена суставов, операции на ЖКТ, лечение системных и онкологических заболеваний, тяжелых форм эндокринной патологии, нейрохирургические и хирургические вмешательства высокой степени сложности, восстановительные и пластические операции.

А с этого года пациентам будут доступны еще 18 новых методов ВМП. В частности, стереотаксическая лучевая и протонная терапия.

#Минздрав #медицина #пожилые люди

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 006 (6604) от 16.01.2020 под заголовком «Дым без огня».


Комментарии