Главная городская газета

Гость редакции - Валерий ФАДЕЕВ

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Гость редакции

Гость редакции - Виталий ГЫЛЫКОВ

Директор филиала «Санкт-Петербургские сети вещания и оповещения» Читать полностью

Гость редакции - Михаил ПОДВЯЗНИКОВ

Директор Северо-Западного регионального центра Концерна ВКО «Алмаз-Антей» Читать полностью

Гость редакции - Юрий НАТОЧИН

Академик РАН, председатель Национального комитета физиологов России Читать полностью

Гость редакции – Олег Борисович АЛЕКСЕЕВ

Руководитель поискового отряда «Святой Георгий» Читать полностью
Реклама
Реклама
Гость редакции - Валерий ФАДЕЕВ | Фото предоставлено Общественной палатой РФ

Фото предоставлено Общественной палатой РФ

О вопросах,
волнующих общество

24 - 25 октября в Санкт-Петербурге пройдет восьмой этап Форума «Сообщество». Он станет предвестником итогового Форума 2017 года, который состоится в Москве в начале ноября. «Сообщество» - ежегодное мероприятие, которое проводится Общественной палатой РФ по восьми федеральным округам с 2015 года. Это открытая площадка для взаимодействия представителей власти, бизнеса, НКО и гражданских активистов с целью выявления методов решения актуальных региональных проблем с участием гражданского общества.

Накануне петербургского Форума мы поговорили с нашим гостем не только об этом значимом событии, но и о деятельности Общественной палаты РФ в целом, о роли институтов гражданского общества в стране, об успешных социальных инновациях в Санкт-Петербурге...


- Валерий Александрович, вы являетесь секретарем Общественной палаты четыре месяца: по каким направлениям, на ваш взгляд, за это время ОП была наиболее активна, чего удалось добиться?

- Я бы выделил два наиболее активных направления - это работа с региональными палатами и работа с общественными советами. Если говорить о региональных палатах, то мы создаем клубы под эгидой общественных палат. В результате на площадке палаты собираются фактически все активисты региона - это сотни людей. Сюда приходят активные граждане, журналисты, которые интересуются социальной темой, чиновники, которые отвечают за социально важные проблемы, представители бизнеса. Конечно, где-то это уже работает успешно, а где-то пока нет. Мы также будем рекомендовать общественным палатам регионов внимательно следить за проектами, которые получили президентские гранты. Для этого будут организованы публичные слушания результатов работы этих проектов. Это поможет понять, хороший проект или плохой, достигнут ли результат, насколько этот проект эффективен. Такое обсуждение поможет не только дать оценку успешности проекта, но и извлечь уроки на будущее.

Также мы обсуждаем и готовим законодательные предложения по предоставлению квоты Общественной палате РФ при избрании общественной палаты региона. Это связано с тем, что в некоторых регионах общественные палаты сильно зависят от местного руководства. Если же у Общественной палаты будет квота, то мы сможем ввести в региональную общественную палату тех активистов, которые по разным причинам не нравятся местным властям. В результате мы будем внимательно смотреть за местными активистами, а такой подход поможет сбалансировать составы общественных палат, добиться того, чтобы не было большого бюрократического уклона.

Кроме того, мы будем добиваться финансирования всех общественных палат регионами. Мы видим, что существует зависимость между эффективностью работы палаты и ее финансированием. Может показаться, что если палата финансируется, то она зависит от местных чиновников. Но на деле все оказывается наоборот: если у региональной общественной палаты есть деньги, то ее работа зачастую более эффективна.

Еще одно важное направление нашей работы - общественные советы при федеральных органах исполнительной власти. Напомню, что летом президент весьма критично высказался по этому вопросу. Сейчас ведется активная работа по перезагрузке общественных советов. Главная задача здесь - скорректировать повестку дня общественных советов, сделать ее народной, а не бюрократической. Но общественный совет не должен подменять собой ведомство, он должен доводить до ведомства важнейшие сигналы, касающиеся интересов общества. Многие ведомства стали проводить свои общественные советы на площадке Общественной палаты, в них принимают участие многие члены Общественной палаты. В результате возникает широкое дискуссионное поле, получается более открытая дискуссия.

- Какие сферы сегодня больше всего нуждаются в регулировании именно институтами гражданского общества? А какие, быть может, уже демонстрируют удачные примеры взаимодействия?

- Что касается гражданских институтов, то есть федеральная палата, есть региональные общественные палаты, которые живут по своим законам, есть многочисленные общественные организации и активисты, которые в организации не входят.

Я уже сказал, что перед нами стоит задача - усиливать региональные палаты. Надо признать, что пока мы еще часто сталкиваемся с недопониманием, которое существует между бюрократией и активистами в самом широком смысле. Бюрократия часто не воспринимает гражданское общество, избегает общения с ним, иногда даже боится, когда сталкивается с «неудобными» активистами. Но ведь это очень хорошо, когда есть активисты, которые имеют свою точку зрения и готовы жестко ее отстаивать. С одной стороны, мы должны работать с бюрократией, учить, объяснять и иногда «давить». С другой стороны, активисты тоже не всегда любят чиновников, часто несправедливо высказываются в их адрес.

- Каким образом представители региональных НКО, общественных движений или обычные люди могут сегодня влиять на работу государства? Есть ли доступные площадки для обсуждения наболевших вопросов?

- В Санкт-Петербурге есть замечательные примеры того, как общественность, обычные люди могут повлиять на работу государства. Петербуржцы активно выступали за сохранение исторического облика города и против реализации проекта «Охта центр». И в результате проект изменен. Менее известная, но важная для вашего города история - сквер между улицей Бутлерова и Гражданским проспектом: общественники смогли убедить застройщика, который в итоге отказался от проекта.

Где могут встретиться представители власти, общественники и обычные люди? Над созданием таких площадок как раз и работает Общественная палата. Во-первых, это наши клубы и «круглые столы» «№Чтонетак» - очень большое количество людей пришли рассказать о наболевшем в Карелии, Рязани, Ярославле. И работа продолжается - мы будем открывать клубы «№Чтонетак» по всей России. Далее это, конечно же, наши Форумы «Сообщество» - они проводятся каждый год во всех федеральных округах страны, и их важнейшая цель - именно обеспечить такую площадку для диалога. Пока нам это удается.

- Какие основные задачи решает Форум и насколько эффективен такой формат взаимодействия общества, бизнеса и власти? Какие-либо проблемы уже удалось решить с его помощью?

- Цель всех мероприятий, которые проходят в рамках Форума «Сообщество», - создать широкую единую площадку для обмена мнениями и выработки решений между тремя сторонами: гражданским обществом, бизнесом и властью. По итогам прошедших Форумов мы уже можем сделать вывод о том, что все эти три стороны готовы к сотрудничеству для решения важных городских и региональных проблем. Это только кажется, что власть или бизнес не стремятся разговаривать с гражданским обществом. На самом деле - они сами сознают, что им это надо. Но диалог должен быть конструктивным, а не сплошная огульная критика. На наших Форумах мы именно стараемся создать такую атмосферу, которая стимулировала бы конструктивный диалог.

- Если говорить о Северо-Западе, что будет стоять на повестке обсуждения на петербургском Форуме? Что станет итогом обсуждения - резолюции, манифесты или реальные законопроекты? Есть ли вообще задача сделать итоги Форума действенными или это просто площадка для дискуссий?

- На Форуме мы будем обсуждать широкий спектр вопросов, посвященных роли гражданского общества в решении ключевых социально-экономических проблем СЗФО: эффективность межсекторного взаимодействия, участие «третьего сектора» в региональном развитии, социальная ответственность бизнеса и создание условий для социального партнерства. Отдельной темой станет роль молодежи и поиск наиболее оптимальных решений в некоммерческой сфере. Важно понять, насколько успешно молодежь может интегрироваться в социально-экономическое развитие общества на региональном уровне.

Конечно же, будут рассмотрены темы, касающиеся ведущих направлений деятельности Общественной палаты: развитие гражданского общества, вопросы деятельности ОНК, различные аспекты взаимодействия бизнеса и НКО, задачи, которые решают представители социально ответственного бизнеса.

Я бы также выделил дискуссию по проблемам народной дипломатии, в ходе которой пройдет презентация эффективных практик, площадок, методов и механизмов, которые применяют общественные институты в непростых современных условиях.

- Вы упомянули социальные инновации как одну из основных тем. Что подразумевается под этим понятием в первую очередь? Какие примеры удачных социальных инноваций в Петербурге можно привести?

- Социальные инновации - это некие новые социальные программы, методики, технологии, которые развиваются в России и во всем мире. Субъектом такой инновации может быть государственный сектор и некоммерческий, бизнес и власть. Таких социальных инноваций много, они постоянно появляются в разных сферах. Например, помощь в трудоустройстве лиц, которым трудно самостоятельно найти работу: молодые мамы с детьми, люди пожилого возраста. Сейчас активно развиваются и внедряются нетрадиционные подходы в работе с людьми с ментальной инвалидностью. Эти подходы предлагают альтернативу их пребыванию в закрытых учреждениями: проживание в семьях или небольших объединениях.

Надо сказать, что некоммерческий сектор Санкт-Петербурга традиционно является пространством, где рождаются социальные инновации. Здесь есть проекты в разных сферах, например, Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация «Центр развития некоммерческих организаций», работа которой направлена на развитие гражданского общества России, или благотворительная общественная организация «Апельсин», которая оказывает индивидуальную всестороннюю помощь и поддержку детям и молодым людям-инвалидам, проживающим в интернатах.

Весной в Санкт-Петербурге прошел «Месяц социальных инноваций». Это была целая серия мероприятий, направленных на выстраивание сотрудничества участников социальной сферы. Форум - продолжение этого вектора.

- Если говорить о социальном предпринимательстве, то в России это направление только набирает обороты, не все готовы заниматься «благотворительным» бизнесом - многих пугают и административные барьеры, и зачастую неочевидная прибыль. Какая работа идет в направлении поддержки социального предпринимательства, обоснованы ли страхи бизнесменов?

- Не надо называть социальное предпринимательство «благотворительностью». Благотворительность не настроена на прибыль, у нее совсем иные задачи. А социальное предпринимательство - это бизнес, это система, которая работает, как любой другой бизнес. Каждый социальный предприниматель работает по бизнес-модели, он зарабатывает средства, продавая услуги или товары. С одной стороны, они ничем не отличаются от всех других предпринимателей. С другой стороны, их главная цель - определенная общественная польза, как я уже говорил раньше, например, предоставление рабочих мест тем, кто с трудом находит работу. Еще одна цель социальных предпринимателей - создать такой бизнес, который поможет решить важную социальную проблему. Как один из вариантов - создать предприятие, которое обеспечит работой бездомных. Запрос на такие проекты - огромный. И они должны быть рентабельны - зарабатывать деньги. Благотворительность это? По духу - да. Но на деле это бизнес.

- В заключение назовите, пожалуйста, основные векторы работы ОП на следующий год?

- Основное направление работы Общественной палаты - поднять народную повестку, добиться того, чтобы и общественные советы при федеральных органах власти, и региональные общественные палаты научились отстаивать важнейшие и ключевые темы, заниматься именно теми вопросами, которые волнуют общество. Например, это проблема бедности. Важно не только об этом говорить, но и искать способы, которые смогут изменить ситуацию. Ведь сегодня руководители профильных министерств констатируют: 20 миллионов людей живут за чертой бедности, еще примерно столько же людей - в районе этой черты. Надо с этим что-то делать!

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook