«Зиганшин буги, Зиганшин рок…». Как появился музей «Морская Стрельна»

Больше четверти века назад инженер-испытатель с Кировского завода Олег Вареник организовал общественный музей «Морская Стрельна» и с тех пор живет этим делом. Раньше музей находился в здании бывшей спасательной станции возле яхт-клуба, теперь — на Пристанской улице недалеко от часовни Николая Чудотворца. Торжественное открытие экспозиции состоялось в День Стрельны в августе нынешнего года. Дом находится в собственности города, на десять лет он передан в аренду Обществу ревнителей истории.

«Зиганшин буги, Зиганшин рок…». Как появился музей «Морская Стрельна»  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Впервые я оказался в Стрельне пятьдесят лет назад, когда получил путевку в расположенный здесь профилакторий Кировского завода. Тут впервые увидел море, вышел на яхте. Начал сюда ездить, и с улицы Шкапина, где я тогда жил, попадал просто в сказочный уголок.

Заинтересовался историей ­Стрельны. И обнаружил, что про нее практически ни одной книжки! Про Пушкин, Павловск, Петергоф были, а тут — ничего… С начала 1990‑х годов увлекся краеведением. Расспрашивал старожилов, изучал архивные документы. Так и пошло…

Экспонаты собирал — и продолжаю собирать — где только можно. Вот лишь один пример: двадцать лет назад рядом с Большим Стрельнинским дворцом, который совершенно неправильно, на мой взгляд, называют Константиновским, строили «консульскую деревню». В тот год вода отступила, и на берегу залива обнажились части балюстрады с когда‑то стоявшей там приморской дачи балерины Матильды Кшесинской. Я бросился к начальнику стройки: «Привезите ко мне в музей!»… Откликнулись, привезли… Фонари электрического освещения с дачи Кшесинской тоже удалось перетащить.

Дом на Пристанской, где музей находится нынче, сам по себе экспонат. Когда стали делать ремонт, оказалось, что стены — бетонные. Что за чудеса? По всей видимости, дом строили в начале ХХ века одновременно с расположенной рядом часовней Николая Чудотворца, которая была первым культовым сооружением в России, сооруженным из железобетона. Часовню возвели приезжавшие в Стрельну на лето рыбаки-осташи, собирали деньги по подпис­ке. А в этом доме, скорее всего, они хранили охлажденную льдом рыбу.

Потом здесь находилась база ленинградского Арктического училища. Рядом, на Портовом ­канале, курсанты проходили практику, тут их катера стояли. Затем тут была база Макаровского училища, я даже устроил сюда на работу легендарного стрельнинского жителя Асхата Зиганшина — одного из членов экипажа самоходной баржи «Т-36», которая в 1960 году 49 дней дрейфовала в Тихом ­океане. Когда‑то его имя было знаменито на всю страну!.. Помните: «Зиганшин буги, Зиганшин рок, Зиганшин съел сырой сапог…»? Хочу в память об этом замечательном человеке установить мемориальную доску на этом доме.


#музей #Стрельна #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (7292) от 08.11.2022 под заголовком ««Зиганшин буги, Зиганшин рок…»».


Комментарии