Жилтоварищи не дождались квартир. Почему дом на на площади Шевченко так и не был построен?

В начале ХХ века Петроградская сторона активно застраивалась. Катализатором развития района стало открытие Троицкого моста (1903 г.). Это привело к подорожанию участков на правом берегу Невы. Жить на нем стало удобно. В это время уже были современные инженерные системы. Казалось, что бум продлится долго, но Первая мировая война, революция, крах прежней экономической системы и перенос столицы оборвали «праздник жизни»...

Жилтоварищи не дождались квартир. Почему дом на на площади Шевченко так и не был построен? | Проект Н. Л. Маркова и Ф. М. Плюцинского. 3-я премия, девиз «Инк». Архитектурно-художественный еженедельник. 1914 год.

Проект Н. Л. Маркова и Ф. М. Плюцинского. 3-я премия, девиз «Инк». Архитектурно-художественный еженедельник. 1914 год.

Так, не суждено было и современной площади Шевченко украситься строением товарищества квартирантов-собственников «Согласие». В 1914 году (кто же знал, что летом прозвучат роковые выстрелы в Сараево, ставшие сигналом для начала всемирной бойни) жилтоварищество обратилось в Общество архитекторов-художников, которое объединяло выпускников Академии художеств, с просьбой организовать конкурс на составление проекта многоэтажного жилого дома на обширном и свободном от построек участке.

Жилтоварищества (аналог позднейших кооперативов) возводили дома для собственных членов. Это значит - с хорошей планировкой, удобными и светлыми квартирами. В прессе того времени нередко встречалась критика в адрес владельцев доходных домов, которые по-хамски относились к квартиросъемщикам. А главное - их постройки были нацелены на максимизацию прибыли. Так что создание жилищных кооперативов назрело. Оно позволяло петербуржцам из среднего класса и получать комфортное жилье, и экономить.

Заказывая проект, товарищество «Согласие» четко сформулировало свои требования: «Главное внимание составителя проекта должно быть обращено на выгодность эксплуатации участка, не в ущерб воздуху и свету, удовлетворяя современным требованиям гигиены, городской жизни и эстетики». В плане участок представлял собой остроугольный треугольник со срезанным углом, обтекаемый двумя улицами.

Дом, обогреваемый центральным отоплением, должен был быть шестиэтажным на нежилом подвале, высота потолков в квартирах - не менее 3,2 м. Лестницы следовало сделать светлыми, лифт («подъемную машину») - просторным. Допускалось проектирование мансарды для художественных мастерских, жилища прислуги и шоферов и механической прачечной. Во дворе нужно было предусмотреть гаражи («помещения для автомобилей») - все-таки на дворе был уже XX век! Фасад предполагалось «оштукатурить под камень» - такая технология, позволявшая относительно недорого создать презентабельный фасад, становилась все популярнее.

Конкурс объявляли еще в Петербурге, а итоги подвели, когда город уже переименовали в Петроград. На конкурс поступило 28 работ. При присуждении премий, состоявшемся 23 октября 1914 года, места распределились следующим образом. Первое место занял О. Р. Мунц, второе - М. М. Синявер, третье - соавторы Н. Л. Марков и Ф. М. Плюцинский. Кроме того, был рекомендован к приобретению (остался без премии, но признан удачным «как идея») проект соавторов А. Л. Берлина и С. Я. Турковского.

Некоторые авторы предлагали оригинальную постановку корпусов - в форме «восьмерки», уступами, с изломом, а также отдельно стоящими зданиями, объединенными проездом с колоннами, однако львиная доля проектов (22 из 28) была составлена по традиционной схеме: застройка участка по всей фасадной линии с поперечными надворными корпусами.

Ко времени проведения этого конкурса в Петербурге было построено достаточное количество многоэтажных угловых домов на остроугольных участках, поэтому участникам конкурса было на что ориентироваться. Лидер конкурса О. Р. Мунц стянул лицевые корпуса двумя дугообразными флигелями. Другие призеры предложили то же решение. Фасады победитель видел достаточно скромно: рустовка, лучковые (изогнутые подобно рукояти лука) фронтоны и немногочисленные лепные детали.

М. М. Синявер уделил больше внимания богатству декоративного убранства. Фасад был зрительно разделен на три яруса, по два этажа в каждом, и каждый ярус был украшен колоннами или пилястрами, над карнизом продолженными скульптурой (фигуры в полный рост).

Занявшие третье место Н. Л. Марков и Ф. М. Плюцинский, выставившие проект под девизом «Инк», фасады оформили с особой торжественностью. В центральной части фасада мощная восьмиколонная лоджия пышного коринфского ордера, охватывающая 3 - 5-е этажи, покоится на аркатуре 1 - 2-го ярусов (арки только «нарисованы» на фасаде). Над лоджией крышу прорезает невысокий купол на приземистом барабане - этот элемент был популярен в период классицизма (вспомним, к примеру, Таврический дворец).

Ни один из проектов не был осуществлен, что позволило разбить на этом обширном участке сквер, по сторонам которого выросли многоэтажные советские дома. Эти «сталинки» своими колоннами, пилястрами и арочными проемами немного напоминают о проекте «Инк».

#Петроград #история города #строительство домов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (6612) от 28.01.2020 под заголовком «Жилтоварищи не дождались квартир».


Комментарии