Защищавшим Ленинград представителям Средней Азии установят памятник

Подвиг Набиджана Минбаева, совершенный им на Лемболовских высотах, при штурме вражеской укрепленной линии на Карельском перешейке, не самый известный в истории битвы за Ленинград. Но весьма показательный, достойный памяти.

Защищавшим Ленинград представителям Средней Азии установят памятник | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как сообщается в наградном листе, 10 июня 1944 года, когда после артподготовки наши бойцы бросились в атаку, они уперлись в мощные проволочные заграждения. Под огнем вражеских пулеметов взвод залег, командир был ранен.

«В эту минуту Минбаев, поднявшись во весь рост, скомандовал: «Командование взводом принимаю на себя»... Вырвавшись вперед, Минбаев подбежал к проволоке, лег на нее животом и скомандовал взводу: «Взвод через меня, бегом марш!». По живому мосту бойцы быстро перемахнули через колючую проволоку, не дав финнам выиграть ни минуты времени...» – говорится в документе.

– Честно говоря, когда я впервые услышал эту историю, был потрясен, она стала для меня настоящим откровением. Потом я задумался: а могло ли быть иначе? – говорит «поисковый батюшка» отец Вячеслав Харинов. – В последние годы по просьбе и благословению главного муфтия Равиля Панчеева я езжу с прихожанами Соборной мечети на места боев и рассказываю им, как их отцы и деды сражались за Ленинград. И на Невском пятачке, и на Синявинских высотах.

После таких экскурсий Петербург для мигрантов становится уже не чужим городом: они узнают, что их соотечественники, деды и прадеды, проливали здесь свою кровь. Да и коренным жителям Северной столицы совершенно не лишним будет узнать, что среди нынешних узбеков, которые работают на стройках и трудятся дворниками, – немало потомков тех, кто защищал наш город.

– Русские – удивительный этнос, у нас многовековое умение сосуществовать, жить вместе с другими народами, – считает отец Вячеслав. – В чем природа этого феномена? Прежде всего в веротерпимости, умении слышать, видеть и сочувствовать, а главное – ощущении одной общей родины. Мы вместе защищали одну страну, и это по-настоящему сплотило народы. То чувство, которого нам сегодня порой очень не хватает...

Летом прошлого года, когда на Невском пятачке происходило расширенное заседание областного комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям, отец Вячеслав предложил поставить памятник узбекам – защитникам Ленинграда. И рассказал о подвиге Набиджана Минбаева, бойца 381-й дивизии 21-й армии Ленинградского фронта.

Кстати, в том бою 26-летний Набиджан был ранен, но от госпитализации отказался. Воевал еще две недели, был награжден медалью «За отвагу». Снова брал командование на себя, снова совершал подвиги. Был представлен к званию Героя Советского Союза. Затем был снова ранен, на этот раз уже тяжело. До конца войны находился в госпиталях, на фронт больше не попал, служил в гарнизоне города Саратова. В 1946 году был демобилизован и вернулся на родину, в Ферганскую область Узбекистана. Жил и работал в городе Наманган. Умер в начале марта 1999 года...

– Мое предложение поддержали областные власти, всколыхнуло оно и узбекскую диаспору. Один из ее представителей, Равшанбек Курбанов, отправился в Узбекистан, заручился поддержкой государственных структур, общественных и ветеранских организацией. Радует, что в Узбекистане сегодня взят курс на союз с Россией, на общую память, – говорит отец Вячеслав.

Появилось и конкретное место для памятника – мемориал «Лемболовская твердыня». Возникла идея не только воздвигнуть монумент, но и создать целый мемориальный комплекс, посвященный памяти представителей Средней Азии, сражавшихся за Ленинград. Во всем регионе нет другого подобного памятника. Тем самым Набиджан Минбаев станет фигурой, символизирующей героизм, жертвенность и общенациональное единство.

– В 1941 году население республики составляло 6,5 миллиона человек, почти каждый третий ушел на фронт. Из них 538 тысяч погибли, 158 тысяч пропали без вести, – отмечает Равшанбек Курбанов.

В составе мемориала будет и восстановленная линия обороны, и даже небольшой музей, который поисковики готовы наполнить подлинными артефактами с мест боев на Карельском перешейке.

Руководителем проекта стал народный художник России действительный член Российской академии художеств Андрей Блиок. Ему эта тема тоже близка: он автор циклов произведений, посвященных красоте и достопримечательностям Средней и Центральной Азии.

– Сейчас идет работа над эскизами и макетами, – рассказал скульптор. – Надо ведь исходить от места, где будет установлен памятник, из уже имеющегося мемориала, от того, какие в нем использованы решения и строительные материалы... Последнее слово в том, как будет выглядеть монумент, должна сказать узбекская диаспора. Поначалу шла речь о скульптуре с портретными чертами лица Набиджана Минбаева, теперь мы прорабатываем варианты обобщенного образа узбекского воина – защитника советской Родины.

Между тем вопрос еще гораздо глубже. Узбекистан был многонациональной республикой, и, по мнению Равшанбека Курбанова, мемориал должен быть посвящен всем его жителям разных национальностей. Достаточно сказать, что из более чем трехсот уроженцев Узбекистана, удостоенных во время войны звания Героя Советского Союза, больше половины по национальности не были узбеками.

А разве можно забыть то, что во время войны Узбекистан принял около миллиона беженцев, в том числе 300 тысяч детей? Из них пять тысяч – из Ленинграда, и почти все они жили в местных семьях. Немало представителей ленинградской творческой интеллигенции во время войны находились в эвакуации в Ташкенте. Об этом тоже должен напоминать будущий мемориальный комплекс на Лемболовских высотах.

#памятник #история #Великая Отечественная война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (6916) от 04.05.2021 под заголовком «Ощущение общей родины».


Комментарии