Загадка Авроры. Знаменитый петербургский дом ждет нового хозяина

Здание на Большой Морской улице, 43, входит во все путеводители по Петербургу. Блогеры, пишущие для туристов, включают его в «короткие списки» лучших городских дворцов. Что прячется за его мраморным фасадом? Об этом рассказывает новая экскурсия просветительской программы «Открытый город».

Загадка Авроры. Знаменитый петербургский дом ждет нового хозяина | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Людмила Сапрыкина, один из ведущих экскурсоводов проекта, сначала предлагает остановиться на противоположной стороне улицы. Особняк Павла Николаевича Демидова, богача и мецената, был построен его знакомым Огюстом Монферраном в духе итальянской виллы.

Шесть герм (каменные поясные фигуры) держат балкон. По мнению нашего гида, там изображены Прометей, Артемида, Геба, другие боги и герои Античности. Над балконом две крылатые богини Славы несут герб Демидовых. Это работа французского скульптора Теодора Жака. Геральдический символ позже переделали в герб Итальянского королевства, каким он был до 1944 года. Ниши предназначены для фонтанов, когда-то там жили чугунные купидоны, отлитые на знаменитых уральских демидовских заводах.

Необычно расположен парадный вход. Монферран спрятал его в арке, ведущей во двор. Заходим в вестибюль, здесь самое время поговорить про владельцев дома. Демидов сделал особняк свадебным подарком Авроре Шернваль –  красавице, покорившей несколько поколений русских поэтов от Баратынского до Тютчева. Она известна в истории как «роковая Аврора». Мужчинам, с которыми ее сводила судьба, был уготован недолгий век. После Демидова Аврора вышла замуж за Андрея Карамзина, сына знаменитого историка. Он погиб в Крымскую войну, куда ушел добровольцем.

С 1875-го по 1911 год особняком владела семья Ливен, позже –  посольство Италии. В 1957 году здание заняли кульманы Ленинградского отделения института «Гипростанок», который оставался там до середины 1990-х. Еще несколько лет там пробыл ныне не существующий банк.

Демидов3.jpg
 

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Хозяева менялись –  как это отразилось на интерьерах? По словам Сапрыкиной, после Монферрана архитекторы вели себя тактично. Гаральд Боссе оставил мраморные камины своего предшественника в парадном вестибюле, залах второго этажа –  малахитовом, желтой гостиной, двухсветной парадной столовой. Добавил необарочных «завитков» на стены и потолки, росписи «гризайлью» нежного розового цвета в танцевальном зале, альфрейной живописи с аллегорическими изображениями знаков зодиака –  в столовой.

Когда архитектор Иван Штром работал для Ливенов, создавая новые парадные залы третьего этажа, он сохранял и Монферрана, и Боссе. Например, в кабинете –  монферрановский камин с кариатидами, держащими факелы. В спальне –  трогательный двойной вензель «АА» (Аврора, Андрей), созданный Боссе.

В начале ХХ века итальянцы дополнили парадную лестницу и голубую гостиную двумя скульптурами Паоло Лаццерини «Сидящая девушка» и «Девушка с цветами», этрусский зал –  четырьмя фризами на темы античной мифологии, служебную лестницу –  горельефами с портретами художников эпохи Возрождения и лифтом фирмы «Петерсон» (его кабина обшита красным деревом).

Единственная серьезная потеря –  предположительно, в 1925 году на законных для того времени основаниях весь малахит был демонтирован. Но, говорят, до Италии ценный груз не дошел –  потерялся в дороге.

Демидов5_С.jpg
 

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сейчас здание находится в ведении ФГБУК АУИПИК по СЗФО –  Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры. Идет непростой поиск того, кто мог бы отреставрировать особняк и найти ему достойное применение. То, что предстоит сложная реставрация, очевидно. Достаточно сказать, что список предметов охраны (короткие описания плюс небольшие фото) занимает почти 100 страниц. Надо определить, на какое время реставрировать каждый зал.

Не менее трудная задача — сделать так, чтобы особняк Демидовых стал доступным для всех, кто интересуется культурным наследием, историей владельцев особняка. На Большой Морской, 43, по-особому звучит история «Портрета княгини Авроры Демидовой» кисти Карла Брюллова. Он принадлежал сербскому князю Павлу Карагеоргиевичу, правнуку роковой дамы. В 1995 году портрет приобрела на аукционе Галина Вишневская. В 2007-м собрание Вишневской –  Ростроповича было выкуплено меценатом и сейчас находится в Константиновском дворце.

Открыть в особняке Демидовых музей? Но там нет экспонатов. Хотя о музейном использовании здания задумывались при советской власти. В ходе подготовки материала мне попалось на глаза решение Ленгорисполкома от 1982 года, подтвержденное в начале 1991-го. Там прописана обменная цепочка. «Гипростанок» освобождает особняк Демидова и переезжает в расселяемый жилой дом на улице Писарева, 10. Особняк занимает Театральный музей, съезжающий с площади Островского. Его помещения отдаются Пушкинскому (ныне Александринскому) театру. В свою очередь театр выделяет 500 тысяч рублей для приспособления дома № 10 для «Гипростанка».

#архитектура #исторические здания #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (6990) от 18.08.2021 под заголовком «Загадка Авроры».


Комментарии