Под куполом Исаакиевского собора «поселился» серебряный голубь
Под купол Исаакиевского собора вновь взлетел голубь. В виде скульптуры из посеребренной меди. Почти девять десятков лет назад металлическое изображение птицы сняли, а на его месте повесили 98-метровый маятник Фуко - для экспериментальной демонстрации вращения Земли. Теперь историческое убранство восстановлено. Представят скульптуру посетителям собора в начале следующей недели.
ФОТО Евгения МОХОРЕВА предоставлено ГМП «Исаакиевский собор»
- Исаакиевский собор являлся императорским храмом, и очень важно воссоздать все его составляющие. Чтобы нынешние посетители могли получить полное впечатление, каким проектировал и создавал собор архитектор Огюст Монферран, - отметил директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» Юрий Мудров. - Как известно, по религиозным канонам, Господь един в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Дух Святой. Третья ипостась традиционно символизируется голубем.
Главный купол собора украшает изображение Богоматери в окружении святых, выполненное Карлом Брюлловым. Завершал композицию образ Святого Духа в виде голубя с распростертыми крыльями. Скульптура, подвешенная на высоте 84 с половиной метра в фонарике под сводом канонического купола, снизу выглядит не такой уж большой. На самом же деле размер птицы от клюва до хвоста составляет 165 см, а размах крыльев - 206 см. Вес тоже не маленький - почти центнер, 84 килограмма.
Скульптура выполнена мастером Иваном Дылевым методом гальванопластики на петербургском заводе Берда и покрыта серебром. Состоит она из трех частей: туловища и двух крыльев, прикрепленных к телу винтами. Подвешивают голубя за петли, находящиеся на теле и крыльях птицы. Согласно историческим хроникам, сначала мастер предложил модель большего размера - с размахом крыльев 3 аршина 14 вершков, в переводе на современную систему измерений это составило бы 2 метра 75 см. Однако император посчитал композицию слишком крупной и модель не утвердил. После чего пришлось уменьшить размеры скульптуры почти на треть.
Голубь взлетает под купол Исаакия не первый раз. Как известно, собор был заложен в 1818 году и строился 40 лет. Но уже с 1841 года начались отделочные работы и создание интерьеров храма. Считается, что скульптурное изображение голубя было помещено под сводами купола в 1850 году. После революционных событий вековой давности храм стал музеем. Скульптуру птицы демонтировали, а на ее место повесили знаменитый маятник Фуко. К счастью, голубя уничтожать не стали, в музее он был установлен на специальном постаменте. После того как в 1989 году маятник отправили в запасники музея, голубя вернули на свое историческое место.
Однако в связи с большими реставрационными работами в фонарике Исаакиевского собора летом прошлого года скульптуру вновь пришлось демонтировать. Фигуру птицы переместили в алтарь придела Святой Екатерины. Воспользовавшись случаем, реставраторы привели скульптуру в порядок: очистили поверхность от копоти, следов птичьего помета, видимо, голубиного, покрыли специальным защитным составом. Вмятины на металле выправили, царапины отполировали, коррозию устранили. И теперь обновленный голубь в третий раз вернулся под своды купола.
Представят скульптуру посетителям в ближайшие дни, одновременно с открытием после реставрации монументальной живописи 9-го трансепта - той части пространства собора, которая располагается у его южных врат. Среди отреставрированных - масляные полотна художников XIX века «Притча о сеятеле», «Нагорная проповедь», «Притча о милосердном самаритянине», «Ангелы, несущие Святое Евангелие».
Большую работу специалисты проделали также по расчистке свода 9-го трансепта. Очищали мрамор от грязи и восковой отделки, заделывали трещины в облицовке, промывали позолоченные поверхности, расчищали их от спрессованных наслоений, а затем вновь золотили сусальным золотом.
В день святой Екатерины Александрийской в соборе прошло малое освящение придела ее имени, которое совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. По окончании Божественной литургии владыка наградил реставраторов и директора музея за большую работу и образцовое содержание собора медалями святого апостола Павла.
- Реставрация - состояние постоянное и естественное для таких великих сооружений, как собор Исаакия Далматского. Один этап заканчивается, другой начинается. Работы в 9-м трансепте завершены, специалисты переходят в следующий. Там тоже ждут реставрации как мраморные своды колодца, так и монументальные произведения, такие полотна, как «Воскрешение Лазаря», «Иисус Христос спасает утопающего Петра» и другие, - рассказал руководитель музейного комплекса.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (6361) от 18.01.2019 под заголовком «Взлетел как Дух Святой».
Комментарии