Время собирать... кирпичи. Воссоздание Спаса-на-Сенной застыло на мертвой точке

Глухая стена Иоанновской часовни на Сенной площади, диссонирующая с окружающим пространством, снова напомнила о проблеме воссоздания храма Успения Пресвятой Богородицы, называемого в народе Спасом-на-Сенной. Собор был построен в 1762 году, а через 200 лет - в годы богоборчества - его взорвали.

Время собирать... кирпичи. Воссоздание Спаса-на-Сенной застыло на мертвой точке | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Небольшая часовня Святого Иоанна Нового была построена на Сенной площади в 2004 году - в память об утраченном Успенском соборе. Спустя десяток лет часовню решили расширить, обновленное строение освятили - и теперь оно именуется храмом во имя Всемилостивого Спаса. После реконструкции внутренняя площадь часовни увеличилась с 16,6 до 109 квадратных метров. Необходимость перестройки настоятель храма объяснил большим числом верующих, приходящих на богослужения.

И все бы хорошо, однако, во-первых, подросшее строение плохо вписывается в современное пространство Сенной площади. Два века назад, когда Успенскую церковь перестраивали, ее вход специально украсили портиком с фронтоном, повторяющим очертания гауптвахты, возведенной с другой стороны Садовой улицы. В результате два здания, выполненные в классическом стиле, создавали композиционный комплекс, как бы оформляющий въезд в центр города со стороны Сенной площади. Нынешняя часовня композиционно подобных вопросов не решает, напротив, выглядит инородным элементом на площади.

Во-вторых, построение нового храма вновь обращает к вопросу воссоздания утраченного Успенского собора. Казалось бы, если воссоздание храма на площади запланировано, зачем расширять временное строение. Однако в этой истории больше вопросов, чем ответов. Главных проблем для строительства две - финансирование и станция метро «Сенная площадь» (первое название - «Площадь Мира»). По официальной версии советских времен, именно необходимость строительства наземного вестибюля этой станции стала причиной сноса собора в феврале 1961 года.

Можно вспомнить, что в 2013 году в профессиональном архитектурном сообществе одновременно обсуждали планы воссоздания Спаса-на-Сенной и Рождественской церкви на Песках. Сегодня разница радикальная: собор на Сенной остается в мечтах, храм на Песках практически построен.

Возрождение Успенского собора на Сенной площади забуксовало сразу. Хотя в то же время в приходе храма организовали акцию по сбору средств на «именные кирпичи», которые будут заложены в стены возрожденного храма. На предложение откликнулись тысячи петербуржцев, у каждого из них и сейчас хранится сертификат об их вкладе, который должен был быть потрачен на приобретение кирпичей для стен Спаса-на-Сенной.

Куда же девались эти стройматериалы? Как ранее нашей газете пояснил настоятель нынешнего храма-часовни Всемилостивого Спаса отец Михаил, собранные средства были потрачены на археологические изыскания и производство историко-культурной экспертизы. Иначе, по словам батюшки, в связи с затяжкой начала строительства деньги бы просто обесценились. При этом настоятель утверждает, что документы по взносам и имена дарителей сохранены - их около восьми тысяч. И когда воссоздание собора все-таки начнется, имена жертвователей будут нанесены на кирпичи.

Впрочем, на данный момент воссоздание Спаса-на-Сенной все так же кажется делом далекого будущего. Не дан ответ пока на градостроительный вопрос: вестибюль станции метро «заехал» на участок, предполагаемый под строительство храма... Существует идея, которую, кстати, поддерживают и в церковных кругах, «врезать» часть строений станции метро в новый проект храма. Архитектурно и технически это возможно.

Однако еще сложнее оказались вопросы оформления градостроительных документов. Их не могут решить уже многие годы. Притом что принципиальное согласие от городских властей на воссоздание Спаса-на-Сенной получено еще в начале нынешнего века.

К сожалению, дело с мертвой точки так и не сдвигается. Видимо, архитектурно невыразительной часовне еще долго предстоит напоминать петербуржцам и гостям города о разрушенном храме на одной из центральных площадей великого города.

Между тем храм Успения Пресвятой Богородицы два столетия составлял, как принято сейчас говорить, градообразующую доминанту центра Петербурга. Купцы, торговавшие на Сенной площади, настойчиво добивались у властей разрешения на строительство здесь собора. И в середине XVIII века каменная церковь была воздвигнута. Историки архитектуры спорят относительно автора проекта: называют имена Бартоломео Растрелли и Андрея Квасова. Известно, что в середине XIX века по проекту архитектора Авраама Мельникова к храму был пристроен новый придел и перестроены купола и своды. Главной иконой собора стал образ Всемилостивого Спаса, привезенный вологодскими купцами. Образ этот считался чудодейственным. В 1650 году на Вологодчине свирепствовала моровая язва, эпидемию, по легенде, остановили благодаря иконе Всемилостивого Спаса. После перенесения иконы в Петербург Успенская церковь стала именоваться еще и как храм Спас-на-Сенной. С уничтожением собора многие его ценности были утрачены, в том числе и главная икона. Однако три года назад икону неожиданно обнаружили в одной из венецианских галерей. Благотворители ее выкупили и вернули часовне. А вот когда образ будет водружен на свое исконное место - стену главного храма, остается большим вопросом.

#храм #строительство #реконструкция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (6551) от 22.10.2019 под заголовком «Время собирать... кирпичи».


Комментарии