Врачи бьют тревогу: петербургские больницы заполняются пострадавшими от электросамокатов
Журнал «Безопасность дорожного движения» от НЦБДД МВД сообщил статистику за 2023 год: аварийность с участием электросамокатов в России выросла за год более чем втрое (до 3,1 тыс. ДТП), число погибших — более чем в два раза (до 43 человек). По официальным данным, в 2023 году в Санкт-Петербурге тысячи горожан получили травмы разной степени тяжести.
ФОТО Дмитрия Соколова
Наступил сезон 2024 года, и, пока бизнес по прокату электросамокатов подсчитывает миллиардные доходы, Петербург открыл новый скорбный счет. Так, у станции метро «Звездная» подросток на прокатном самокате сбил ребенка и скрылся. Там же девушка на прокатном самокате разбила голову семилетнему малышу. На Малой Митрофаньевской улице, видимо, пьяный или под действием наркотиков хулиган врезался в девушку, у которой впоследствии диагностировали черепно-мозговую травму и сотрясение мозга. И так каждый день: соцсети пестрят видео и фотографиями подобных случаев. Часто серьезные травмы получают и сами самокатчики. На днях в Пушкине мужчина свалился с электросамоката, сломал себе шею и был госпитализирован в тяжелом состоянии. Два подростка на электросамокатах врезались в автомобили и получили сильные увечья.
Петербургские врачи вынуждены ежедневно бороться за жизнь пострадавших из‑за СИМ (средств индивидуальной мобильности). Наш собеседник доктор медицинских наук, руководитель отдела травматологии, ортопедии и вертебрологии НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе Игорь Григорьевич БЕЛЕНЬКИЙ рассказал о тяжелой ситуации в городских больницах из‑за появления электросамокатов.
— В сезон, весной и летом, самое малое двоих человек к нам привозят еженедельно. Чаще всего это те, кто упал с электросамоката, либо сбитые лихачами на СИМ. Первых, разумеется, больше. Чаще всего жертвы электросамокатов — молодежь и немного меньше представителей среднего возраста.
— Какой род травм среди них самый распространенный?
— Эти пациенты, как правило, тяжелее остальных. Травмы электросамокатчиков или по их вине куда серьезнее травм, полученных горожанами в бытовых условиях. Почему? Лихачи на СИМ нередко ездят на таких скоростях, когда уже практически невозможно всецело контролировать процесс движения и свои действия. И тогда любой камень на дороге, любая ямка приводят к тому, что человек теряет равновесие и просто слетает с самоката. Чаще всего они получают черепно-мозговые травмы и довольно тяжелые. Некоторые пациенты даже погибают после таких увечий еще до приезда скорой помощи или по дороге в медучреждения. Нередко это и переломы рук: самокатчик при падении рефлекторно опирается на них. Очень часто встречаются переломы в области коленного сустава, их лечить достаточно сложно: повреждаются многие костные и связочные структуры, которые тяжело поддаются лечению.
— Сколько в среднем занимает период лечения и реабилитации жертв электросамокатов?
— Все зависит от рода травм. Например, тяжелый перелом в области коленного сустава сразу оперировать нельзя. Мы сначала накладываем аппараты внешней фиксации, и только потом, после возвращения поврежденных тканей в нормальное состояние, выполняем окончательный внутренний остеосинтез, на это уходит около двух недель. Затем полностью запрещаем пациенту нагрузку на ногу на три с половиной месяца. И еще два месяца требуется на восстановление. Итог: практически полгода ограничений после неудачной поездки на электросамокате. И нет гарантий того, что пациент сможет полностью восстановиться и вернуться к прежней жизни, так как полученная травма очень тяжелая и можно ожидать остаточные нарушения, которые останутся с пострадавшим на всю жизнь.
Именно тяжелые переломы в области коленного сустава ранее (когда не было электросамокатов) встречались намного реже. Сейчас же количество больных так велико, что можно проводить полноценные исследования этих травм и предлагать усовершенствованные методики лечения. Да, наука движется вперед, но какова цена?
— А как вы можете описать моральное состояние пациентов, пострадавших из‑за электросамокатов?
— Изначально у них всегда психологический шок. Он проходит, но нужно время осознать, что ты выпал из жизни, и надолго. Затем к больному приходит осознание того, что нужно усердно лечиться, необходимо перестраивать свои дела, планы, привычное расписание. Запретить в дальнейшем пользоваться электросамокатами мы им не можем, но всегда рекомендуем этим людям воздерживаться от поездок на СИМ. И каждый уже решает для себя, насколько ему дорого здоровье.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Красный уровень опасности прокатных электросамокатов для горожан подтвержден врачами-специалистами. Самокатчиков в последнее время стало много, они захватывают тротуары, повышают уровень агрессии и разобщенности в обществе. Появился термин «самокатофобия», означающий постоянный страх выходить на тротуар, страх за своего ребенка, страх за пожилых родителей, которых могут сбить самокатчики.
Группа петербургских активистов уже добивается референдума по запрету электросамокатов. Авторы идеи считают, что в нынешних условиях это жизненно необходимо, так как инфраструктура города не рассчитана на этот вид транспорта.
Присылайте нам на почту post@spbvedomosti.ru фотографии нарушений самокатчиками прав пешеходов, случаи неадекватной езды, особенно подростков (которым прокатные конторы якобы запретили доступ к самокатам).
Направляйте жалобы на электросамокаты и пожелания по их регулированию на специально организованные городскими властями «горячую линию» +7 (812) 240‑92‑72 и телеграм-бот https://t.me/Andminsamokatov_bot.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 62 (7638) от 05.04.2024 под заголовком «Скорость падения».
Комментарии