Вперед, к Островскому! Петербург готовится к юбилею драматурга

В апреле 2023 года исполнится 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского, драматурга, пьесы которого до сих пор не сходят с театральных подмостков.

Вперед, к Островскому! Петербург готовится к юбилею драматурга | Василий Перов. «Портрет писателя А. Н. Островского», 1871 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Василий Перов. «Портрет писателя А. Н. Островского», 1871 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В 2021 и 2022 годах театр «Балтийский дом» уже дважды провел ­фестиваль «Вперед, к Островскому!». Третий запланирован на год нынешний, юбилейный. Станет ли фестиваль постоянным, покажет время, но все предпосылки для этого налицо. Очевидно, что комедии и драмы Островского пользуются непреходящей популярностью у режиссеров и зрителей вне зависимости от круглых дат. Тому есть причины.

«У Островского — всегда про людей. Не про идеи, а про людей, — говорит Игорь Коняев, ­театральный режиссер, лауреат «Золотой маски» и «Золотого софита». — Это очень зрителями востребовано. Той глубины, тех характеров, которые есть у Александра Николаевича, нет в современной драматургии».

Действительно, для многих в пьесах Островского интересны не столько сюжетные коллизии (часть из них сегодня не так актуальна), сколько человеческие переживания, чувства. «Они были, есть и будут сто лет и больше, — уверена Лариса Луппиан, исполнившая роль Кручининой в ­спектакле «Без вины виноватые» Театра им. Ленсовета. — Это очень интересная драматическая история, которая мне близка. Ее вряд ли можно осовременить, сейчас женщины рожают без мужа, и ничего в этом такого нет… Но все чувства, которые ситуация рождает, мы испытывали, испытываем и будем испытывать».

Впрочем, это только первый слой. Не менее важная ­причина неугасающего интереса ­публики и артистов — предельная ­театральность сочинений Островского. Драматург был прекрасно знаком с внутренней жизнью ­театра, его законами. Свои пьесы он придумывал и продумывал так, что в них находилось ­место для актеров всех возрастов и всех амплуа, а драматическая композиция всегда точно построена. «Артисты знают, что даже если они что‑то недопоняли, сама конструкция пьесы, ее ритм, смена массовых и диалоговых сцен, смешных и лирических, все равно будет держать внимание зрителя», — объясняет Евгения Тропп, декан театроведческого факультета РГИСИ. Тем более что речь в пьесах нередко идет о самих актерах, их переживаниях, о парадоксах театрального мира. «Театр любит рассказывать сам про себя и на этом материале — о жизни», — говорит Евгения Эдуардовна.

Для режиссеров пьесы нынешнего юбиляра — своеобразный вызов, ибо все знают, как нужно ставить Островского, придумать (открыть в нем) что‑то новое всегда сложно, всегда интересно. Причем так было уже сто лет назад.

«Я посчитал, что крупные русские режиссеры (Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд) до 1923 года сделали всего по одному спектаклю Островского. Он им был категорически не нужен, он представлял собой какое‑то отсталое мышление, — рассказывает театровед Николай Песочинский. — Когда Луначарский в 1923 году заставил всех ставить его пьесы, он выдвинул лозунг «Назад, к Островскому!». На что все устроили, как известно, праздник непослушания, потому что режиссура к тому времени научилась быть авторской. Каждый сделал из этого абсолютно современный театр. И, с моей точки зрения, можно сказать (возможно, с некоторым преувеличением), что тогда и началась та самая русская режиссура, которая продолжается до сих пор. Именно то, что сто лет назад родилось от той сшибки режиссуры с Островским, дожило до сих пор».

Примеров тому много. Так, «Гроза», которая идет на сцене БДТ, по словам Евгении Тропп, «вбирает в себя огромное количество режиссерских поисков ХХ века. Это спектакль надбытовой. Его время и место действия — Россия всегда. Он — о каких‑то корнях национального характера и о том, что есть русское и в мифологическом, и в современном изводе».

Знаменитый Сергей Эйзенштейн сто лет назад в Театре пролеткульта поставил «Мудреца» (по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты»). В том спектакле «обряженный в изысканный фрак, цилиндр и белые перчатки» не менее знаменитый впоследствии Григорий Александров, по его собственным воспоминаниям, «летал на трапеции, ходил по наклонной проволоке через зрительный зал и проделывал даже по ходу действия такой фокус: внезапно исчезал на балконе и тут же, совсем как Кио, появлялся из «волшебного» ящика на сцене». То есть эксцентрика, которая, несомненно, присутствует у Островского, была доведена до предела. Да и в «Лесе», поставленном Мейерхольдом, «циркизация» театра прослеживалась со всей очевидностью (клоунада, акробатические приемы, аттракционы). Как и перенос сюжета в другое, близкое зрителю время — прием, которым пользуются сегодня очень многие. В частности, Сергей Морозов, руководитель театра «На Литейном», недавно выпустивший премьеру «Мудрецы» («На всякого мудреца довольно простоты»), Игорь Коняев, поставивший «Доходное место» в Костромском драматическом театре им. А. Н. Островского, Андрей Сидельников — смотри спектакль «Вещь» (по «Бесприданнице») в театре «Суббота»…

Тот же Мейерхольд активно экспериментировал, превращая ­реплику, ремарку в действие, своего рода этюд (влюбленные у него могли летать от счастья не метафорически, а вполне реально). В современном театре материализация метафоры — одно из востребованных выразительных средств. И так далее и тому подобное. Театроведы могут говорить на эти темы почти бесконечно долго.

А вот язык Островского, которым так часто восхищаются критики, для режиссеров и артистов, оказывается, далеко не всегда удобен. Особенно при столкновении с переносом времени действия в день сегодняшний.

«Мы старались сохранить текст Островского, который музыкален сам по себе. Мы боролись за формулировки, приближенные к тому, что написано у Александра Николаевича. Но длина фразы современного человека и человека середины XIX века  разная, — говорит Сергей Морозов. — Нам приходилось сокращать ­какие‑то вещи, филировочными ножницами проходиться по диалогам, чтобы выявить суть, где‑то жертвовать эпитетами… Наше время более цинично, эгоистично, менее романтично. Отсюда возникает более сухое слово. Найти этот творческий компромисс между языком и действием — задача, которую мы пока полностью не решили».

Прошлогодний фестиваль «Вперед, к Островскому!» завершился «круглым столом», на котором практики и теоретики рассуждали о том, почему интерес к сочинениям этого драматурга не иссякает. И хотя ответов было найдено много, очевидно, что разговор продолжится в юбилейном году. Тем более что программа его уже активно обсуждается.

«На данный момент она включает 140 культурно-просветительских мероприятий, в числе которых выставки, межмузейные и литературные проекты, — рассказал председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга Федор Болтин. — К реализации последних подключатся детские учреждения и обширная библиотечная сеть города. В наших подведомственных учреждениях культуры идет около 18 постановок, которые созданы по произведениям Островского. И несмотря на то что иногда названия совпадают, у каждого спектакля есть свой творческий почерк. На 2023 год мы запланировали еще восемь премьер в городских театрах (в том числе ­театре-фестивале «Балтийский дом», Театре Комедии им. Н. П. Акимова, ТЮЗе, театре «Буфф», Театре им. Ленсовета)».

А одно из главных праздничных событий должно состояться на площади Островского, которая была переименована в честь драматурга сто лет назад. Как считают организаторы юбилейных торжеств: «Это хорошая возможность показать, что Островский — уникальный драматург, который людей объединяет. Все прекрасно понимают, о чем он писал. И каждый режиссер раскрывает в его пьесах все больше и больше смыслов».


#Островский #театр #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7333) от 12.01.2023 под заголовком «Вперед, к Островскому! ».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.