Воровали, воруют и воровать будут

Таков результат изучения проблемы краж из магазинов.

Воровали, воруют и воровать будут  | Фото: Pixabay / madartzgraphics

Фото: Pixabay / madartzgraphics

В тюрьму — «за булку»?

Одни воруют миллиарды, дру­гие — по мелочи, детишкам на молочишко. Первые восседа­ют в высоких кабинетах, их знает вся страна. Вторые из­вестны гораздо меньшему кру­гу лиц. Но шансов ощутить на своих руках сталь милицей­ских наручников имеют гораз­до больше. И потому общест­венное сознание, явно чувст­вующее здесь какую-то не­справедливость, подспудно мелкого воришку оправдыва­ет: дескать, не от хорошей жизни он на это дело пустил­ся. Хрестоматийный образ беспризорника, севшего в тюрьму за украденную булку, прочно запечатлелся в мозгах.

Интересно, а сейчас часто сажают «за булку»? — задума­лись мы. И решили поинтере­соваться проблемой краж в магазинах. Первый звонок — в РУВД Центрального района.

— Вы знаете, — сказал мне один из его руководителей, — в общей массе регистрируе­мых нами преступлений кражи из магазинов составляют очень незначительный про­цент. И не потому, что их вовсе нет, а потому, что обычно во­прос решается прямо на мес­те. Пойманного с украденным товаром вора просто заставля­ют вернуть этот товар и отпус­кают. Заявлять в милицию — дело хлопотное и малоэффек­тивное. До недавнего времени уголовная ответственность за кражу наступала при сумме ущерба более 2250 рублей — попробуй наворуй на столько. Теперь эта сумма снижена до 500 рублей. Но большинство краж с прилавков не дотягива­ют даже и до этой суммы. Так что «за булку» — всего лишь административная ответствен­ность, то есть штраф, который еще надо суметь взыскать.

— А как борются с кражами?

— Ну в мелких торговых точ­ках уповают на бдительность продавцов. Заведения покруп­нее заключают договоры с вневедомственной охраной или с охранными структурами. А крупные фирмы имеют свои службы безопасности.

Судя по всему, ситуация, на­рисованная моим собеседни­ком, была типична и для дру­гих районов города. Для изуче­ния милицейского варианта я отправился в Кировский рай­он.

Моя милиция товар бережет

Прибыв в районное управле­ние вневедомственной охра­ны, я узнал, что из наиболее значимых торговых точек в его ведении находятся лишь два универсама — «Резон» и «Тал­линский». За прошлый год там зафиксировано 87 задержаний за мелкие кражи. За первых три квартала этого года уже 78. К оличество возбужденных уголовных дел, соответствен­но, 7 и 5. Кто ворует? В основ­ном школьники и бомжи. Пер­вые, известное дело, — шоко­лад, конфеты, жвачку. Вторые — что выпить да закусить. Но бывают, конечно, случаи и не­типичные. Вот, скажем, воен­нослужащий украл бутылку коньяка. А так вообще контин­гент взрослых воришек извес­тен: когда такой в магазине по­является, объявляют неглас­ную тревогу и не спускают с «клиента» глаз.

А милицейская охрана осу­ществляется просто: стоит в торговом зале боец в форме и бдит. Из оружия у бойца толь­ко газовый баллончик и «тре­вожная» кнопка под одеждой.

От нее — сигнал на пульт де­журного по УВО. А если, не дай бог, с бойцом что-то случи­лось, кнопка сработает сама, среагировав на наклон его ту­ловища более положенного уг­ла.

Описанное мы имели воз­можность наблюдать воочию, выехав в универсам «Резон» на проспект Маршала Жукова, 30. Действительно, боец, хотя, как оказалось, преклонного воз­раста, выглядел браво. Здесь, как нам пояснили, силы-то осо­бой и не надо — воришки, пой­манные с украденным, ведут себя мирно. Вид милицейской формы действует отрезвляю­ще.

— Да, мы работой с мили­цией очень довольны, — за­явил директор универсама Виктор Петрович Титов. — На­дежно, спокойно. Но для под­страховки используем еще и телекамеру. Монитор вот здесь, в камере хранения. К сожалению, специального со­трудника, чтобы смотрел на эк­ран, мы выделить не можем. Так что смотрят, по возмож­ности, приемщица камеры и сам охранник.

А проблема краж, как пояс­нил директор, совсем уж не та­кая незначительная, как это выглядит «сверху». В день, бы­вает, по пять воришек ловят. Конечно, по сравнению с 5000 посетителей это мизер. Но ведь не все попадаются! И приходится на кражи списы­вать до 2 процентов общей массы товара!

Всевидящая Рамка

А для того чтобы попасть на пе­редний край борьбы с мага­зинными кражами, я отправил­ся туда, где денег на эту борь­бу явно жалеть не должны — в универмаг «Гостиный Двор». И не просчитался. После беседы с заместителем начальника службы безопасности Никола­ем Ивановичем Коломейце­вым я просто не представляю, как можно оттуда унести хотя бы булавку. Но есть безумцы

— Пытаются! Вот на борьбу с ними и направлены усилия подведомственного Николаю Ивановичу подразделения.

Ну, ясное дело, надо пони­мать масштаб задачи и, соот­ветственно, возможности фир­мы. «Гостиный Двор» — город в городе. Четыре линии, два этажа, товаров на многие мил­лионы рублей, тысячи покупа­телей. Естественно, притяже­ние разного рода криминала. Встречаются и валютчики, и лохотронщики, и карманники, и разная шушера с близлежа­щего осиного гнезда — Апраш- ки. Так что тут уже не только о безопасности прилавков надо думать, но и о безопасности покупателей тоже. И потому два раза в час специально для тех, кто утратил бдительность, растерявшись от увиденных красот, из расположенных в залах динамиков раздаются предупреждения о возможных проблемах...

Что же касается собственно средств защиты товаров, то некоторые из них видны, что называется, невооруженным взглядом. На границе каждой секции — металлическая рам­ка, мимо которой не пройти при всем желании. Рамка бур­но реагирует на магнитные средства маркировки, которы­ми снабжена каждая единица товара.

К таковым, к примеру, отно­сится противокражевая клипса

— Черная пластмассовая блямба, прицепленная к това­ру прочным стальным обо­дком. Размыкается он только по велению кассового аппара­та, который зафиксирует факт оплаты. Были, конечно, умель­цы, которые пытались ободок незаметно распилить. Разуме­ется, безуспешно.

Хотя старались они совер­шенно напрасно — ведь кроме видимых средств маркировки есть еще и скрытые, располо­женные в самых неожиданных местах. Над их установкой, кстати, работает целый специ­альный цех. Их может быть и две, и три. Одну «примочку» оторвешь, а две останутся. О чем при попытке нелегального выноса рамка громко сообщит.

Разумеется, есть здесь и ка­меры видеонаблюдения, и специальные люди, которые не отрываясь смотрят на экра­ны мониторов. Есть и просто молодые ребята в строгих кос­тюмах, стоящие у каждой рам­ки и недреманным оком ос­матривающие торговые залы. Соответствующим образом проинструктированы и про­давцы.

Разумеется, есть здесь и ка­меры видеонаблюдения, и специальные люди, которые не отрываясь смотрят на экра­ны мониторов. Есть и просто молодые ребята в строгих кос­тюмах, стоящие у каждой рам­ки и недреманным оком ос­матривающие торговые залы. Соответствующим образом проинструктированы и про­давцы.

Служба безопасности уни­вермага тесно взаимодейству­ет и с милицией, благо 27-й от­дел в двух шагах, в переулке К рылова. По периметру зда­ния дежурят милицейские пат­рули, а непосредственно в от­дел приводят задержанных во­ришек. Здесь в зависимости от суммы нанесенного ущерба им определяют либо админи­стративную, либо уголовную ответственность. За прошлый год, к примеру, по фактам краж из «Гостиного Двора» возбуждено 10 уголовных дел, а за три квартала нынешнего года уже 16. А подвергшихся административным наказани­ям по кварталам этого года, соответственно, 19, 26 и 39.

Кто же эти отчаянные люди, буквально бросающиеся гру­дью на амбразуры? Говорят, большей частью «отморожен­ные» наркоманы — человек хоть с каплей мозгов в это без­надежное дело ввязываться не будет. Впрочем, есть и такие, которые на кражу идут специ­ально, чтобы... обеспечить се­бе теплую зимовку в тюремной камере.

Есть, однако, воры и вполне интеллигентного вида, дорого и со вкусом одетые. Работают они по-крупному: пытаются, скажем, вынести товар из Га­лереи высокой моды, где одни домашние тапочки могут сто­ить 5 тысяч рублей. Товар они берут открыто, а расплатиться пытаются кредитными карточ­ками, но... чужими. Была ли хоть одна такая попытка удач­ной? Николай Иванович таких не помнит.

Тем не менее, честно при­знался он, даже в «Гостином Дворе» не все попадаются. «Вы же прекрасно понимаете, что воровство — это проблема вечная. Люди воровали, вору­ют и воровать будут, — закон­чил Коломейцев философски. — Такова человеческая приро­да. Так что без работы мы не останемся никогда».

#кража #воровство #преступность

Комментарии