Во дворе, на приколе

Ржавеет кусочек бывшей морской славы нашего Отечества.

Во дворе, на приколе | Фото: Pixabay / momos

Фото: Pixabay / momos

Под водой, рядом с тралом

Солнечный апрельский день. Чистый просторный двор Все­российского геологического ин­ститута им. А. П. Карпинского (ВСЕГЕИ). Привели меня сюда Михаил Игоревич Гирс, канди­дат технических наук (на сним­ке слева), и Михаил Александро­вич Спиридонов, заведующий сектором морской геологии ВСЕГЕИ, доктор геолого-минералогических наук, профессор, член-корреспондент Россий­ской академии естественных наук. У стены за грудой старых радиаторов парового отопле­ния – необычный, обтекаемой формы аппарат, напоминающий небольшую подводную лодку. Вид он имеет не самый свежий – одна из двух фар выломана, краска облупилась, обнажая пятна ржавчины.

Это чудом уцелевший с советс­ких времен пилотируемый под­водный аппарат «Тетис-Н».

В Советском Союзе собратьев у него было целых 20, в том чис­ле два глубоководных (способ­ных погружаться до 2000 метров) «Север-2» и две подводные лабо­ратории «Бентас-300», способ­ные провести до двух недель не­прерывно на глубине до 300 мет­ров.

Изначально цель их создания была сугубо практической – об­следование промысловых скоп­лений рыбы на дне моря и в тол­ще воды, а также определение уловистости морских орудий ло­ва, в том числе тралов. В послед­нем случае аппарат, буксируе­мый специальным судном, дол­жен был следовать под водой ря­дом с тралом (а иногда – и захо­дить в него!), чтобы корректиро­вать его работу.

Идея вооружить рыбаков «под­водными глазами» возникла в конце 1950-х годов. В институте ГИПРОРЫБФлОТ было разрабо­тано техническое задание, на ос­новании которого соответствую­щий проект создали в сверхсек­ретном тогда ленинградском КБ «Малахит». А воплотили его в жизнь тоже в Ленинграде, на Ад­миралтейском заводе. Гирс уча­ствовал в проектировании «Тети- са», был представителем заказ­чика, потом принимал аппарат и сделал первое погружение в Не­ве. А потом... стал его капита­ном. И проплавал ни много ни мало 23 года. Из них «чистого мо­ря» – 9 лет и 2 месяца. Избороз­дил земной шарик вдоль и по­перек, побывал во всех океанах и едва ли не во всех морях.

Путь к последнему причалу

В аппарате два рабочих места. Оба лежачие. Пилот, управляю­щий рулями, и его напарник, ис­следователь, лежат на животах, на специальных подушках, уткнувшись носами в маленький круглый иллюминатор.

Системы кондиционирования и поддержания температурного режима в аппарате нет, поэтому при погружении в северных мо­рях здесь, мягко говоря, про­хладно (поднявшись на поверх­ность после погружения, пилот в первый момент не чувствовал даже тепла горячего душа), зато в тропиках, где температура воды под 40 градусов, здесь, в капсу­ле, – под 60. Люди лежат, обли­ваясь потом, и за одно трехчасо­вое погружение теряют несколь­ко килограммов веса.

Эффект от их работы, надо сказать, был существенный – применение подводных аппара­тов позволило повысить уловы на 20%. Поэтому государство не скупилось – 6 специально соз­данных судов-носителей, собст­венная база в Севастополе со своими причалами, мастерски­ми, лабораториями и жилыми по­мещениями. Техника погруже­ния отрабатывалась до мелочей, запас воды, продуктов и возду­ха брался на трое суток. Экипа­жи проходили тщательный отбор и серьезную подготовку (в кото­рой уже в качестве капитана-наставника участвовал и Гирс). Поэтому за все годы работы с ап­паратами не случилось ни одной более или менее серьезной ава­рии.

Разумеется, кроме «рыбных», применялись они и для массы других полезных дел.

– Как-то мы подсчитали, – вспоминает Михаил Игоревич, – оказалось, что погружались с на­ми специалисты 14 разных про­фессий. Математики, ихтиологи, гидробиологи, археологи, геоло­ги... Интерес к исследованиям при помощи наших аппаратов был чрезвычайно велик.

Все рухнуло в одночасье. С раз­валом СССР база в Севастополе отошла Украине. Вместе с под­водными аппаратами и судами-носителями. Раздававшиеся «сни­зу» предложения поде­лить этот флот попо­лам, как Черномор­ский, увы, услышаны не были. База была почти полностью разворова­на, суда и аппараты частью уничтожены, а частью проданы за гра­ницу по цене металло­лома. Обе подводные лаборатории затопле­ны, а «Север-2» лежит на берегу в разобран­ном состоянии. Единст­венный полностью сохранивший­ся аппарат – вот этот, что стоит сейчас перед нами. «Тетис» и «Риф» (аппарат меньшего разме­ра) еще успели взять у Украины в аренду – за большие деньги, между прочим! «Риф» вернули, а «Тетис» – нет. «Малахит» соби­рался его модернизировать – перевести на автономный ход. Проект был сделан, но дело за­стопорилось – нет денег.

– На этом аппарате пришлось поработать и мне, – вступает в разговор Спиридонов. – 40 лет занимаюсь морской геологией, но мог ли мечтать, что когда-ни­будь увижу морское дно не на карте, а живьем! И вот, пред­ставьте, вижу воочию породы, из которых состоит дно, границы их залегания, изменения вещест­венного состава!

Питерские геологи «вживую» исследовали Балтику в течение 15 лет, начиная еще с советских времен. Побывали во всех ее уголках, составили подробней­шую карту морского дна. При по­мощи подводных аппаратов было решено множество приклад­ных задач, обследованы затоп­ленные химические боеприпасы в районе острова Борнхольм и даже... открыто месторождение марганца в Финском заливе.

Только одно это, утверждает Спиридонов, многократно окупа­ет все расходы, связанные с под­водными аппаратами!

После распада СССР работы продолжились – уже на арендо­ванных аппаратах. Последний раз, перед тем как встать «на прикол» во дворе ВСЕГЕИ, «Тетис» погру­жался в 1995 году. С тех пор гео­логические исследования резко пошли на спад, а та их часть, что связана с применением дорого­стоящей техники, – и подавно.

Между тем для «Тетиса» на Балтике много и другой работы помимо геологии. Лично осмот­ревший все ее дно Спиридонов уверяет, что оно буквально заби­то сотнями затопленных кораб­лей, самолетов, танков, автомо­билей. Там могут быть сокрови­ща, которым нет цены! Нет, нико­му ничего не нужно...

В кабинете у Михаи­ла Александровича ле­жат приборы, снятые с аппарата, и ручка для открывания люка. Про­шлым летом они с Тир­сом попробовали люк открыть, но он не под­дался _ металл «при­варило» коррозией.

«Еще не все потеряно...»

– Что будет с этим ап­паратом, когда мы уй­дем? – грустно взды­хает Гирс. – Однознач­но – спишут на метал­лолом. За нами никого нет... Мы еще все по­мним и знаем, но наши знания и опыт никому не нужны...

Когда погибла подлодка « Ком­сомолец», он предлагал перебро­сить с Украины оставшийся еще тогда в живых «Север-2» – это можно было сделать оперативно, ибо быстрая расконсервация и доставка по железной дороге бы­ли предусмотрены конструкцией. Увы, никто опытнейшего «подвод­ника» слушать не стал. А потом была трагедия « Курска»...

– У меня сердце кровью обли­валось, когда я видел по телеви­зору, как военные моряки тыка­лись своим неповоротливым спа­сательным аппаратом, пытаясь состыковаться с подлодкой. Да­же комментарий их выдавал пол­ную беспомощность. Говорят, скорость течения три узла, а я по движению планктона вижу, что около пол-узла. Говорят, что ви­димость один метр, а я вижу, что пять. В итоге мы заплатили беше­ные деньги иностранцам за рабо­ту, значительную часть которой могли сделать сами...

Понять логику чиновников, разумеется, несложно. Разрешить – значит взять на себя ответствен­ность. Потратишь государствен­ные деньги, а там вдруг раз – и случилось что-нибудь. Кто будет отвечать? Ясное дело, лучше за­претить. Оно и дешевле, и на ду­ше спокойнее. Но кто говорит, что нужно ржавую посудину не глядя бросать «в бой»? Конечно, придет­ся потратиться на ремонт...

Впрочем, вполне возможно, что данный конкретный аппарат, увы, ремонтировать уже нецеле­сообразно – он устарел не толь­ко физически, но и морально. Но речь ведь уже не только о нем – а о мощном исследовательском инструменте, который сегодня, кажется, утрачен безвозвратно. Аппарат сам по себе просто ап­парат. Но за ним – гигантская ИНФРАСТРУ КТУРА исследований: аппаратура, суда-носители, отра­ботанные методики и технологии. И главное – квалифицированные кадры, которые этими методика­ми владели. Наши гидронавты-ис­следователи работали во многих странах мира – тогда никто не сомневался в могуществе великой морской державы.

Между тем глобальные народнохозяйственные задачи, без по­мощи подводных аппаратов не решаемые, что называется, ле­жат на поверхности. Более чем актуальный вопрос – определе­ние разумных квот вылова рыбы. Научно обоснованных, не угро­жающих жизни популяции. Сей­час эти квоты устанавливают «на глазок», что дает величайший простор для разнообразных ма­хинаций. Рыбные запасы варвар­ски расхищаются, убытки не­сравнимы с затратами на науку. Пробуют решить вопросы с по­мощью телекамер, но уже давно понятно, что живого наблюдателя никакая камера не заменит.

Разведка полезных ископае­мых на континентальном шельфе – это Клондайк, который может кормить не одно поколение. Но... на Адмиралтейских верфях уже 10 лет стоит недостроенный под­водный аппарат « Консул», рас­считанный на глубину погруже­ния 6 километров и предназна­ченный специально для поиска полиметаллических руд. Приспособлен он и для проведения под­водно-технических и аварийно­спасательных работ. Нет денег...

Нет их, увы, и для создания спе­циальной службы быстрого реаги­рования при МЧС, которая, как считает Гирс, могла бы, имея на­готове подводный аппарат, опе­ративно вылетать на места аварий и катастроф, связанных с водным транспортом. Вроде бы уже согла­совали вопрос с эмчеэсовским на­чальством, а потом – молчание...

Нет денег? Но вот, к примеру, несколько лет назад было кон­кретное предложение от фин­ской фирмы, заинтересованной в контактах с нами. Оказывается, у нас и в этой сфере еще до сих пор есть технологии, которые представляют серьезную цен­ность на мировом уровне. Поче­му было не воспользоваться та­кой возможностью? Нет, мы бед­ные, но гордые...

– Поверьте, еще не все поте­ряно, _ горячится Гирс, проща­ясь. – Если надо, мы откроем этот люк...

Что ж, может быть, его все-та­ки надо открыть – хотя бы для то­го, чтобы «Тетис» поставить в му­зей. Как первопроходца, откры­вавшего новые горизонты нашей науки. Которые теперь, увы, столь бесславно закрываются.

#подлодка #море #моряки

Комментарии