Власти Петербурга отказались от новой попытки создания системы аквабусов

Общественный транспорт города по воде не пойдет — об этом вполне определенно заявила руководитель Агентства внешнего транспорта Петербурга Александра Бахмутская. И дело не в приоритете наземного: основной причиной отказа от аквабусов как средства передвижения является их убыточность — дотировать перевозки по воде Смольный не готов, а работать себе в убыток никто не намерен.

Власти Петербурга отказались от новой попытки создания системы аквабусов | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Напомним: идея создать в нашем городе систему водного общественного транспорта появилась больше десяти лет назад: в 2011‑м заработали два маршрута аквабусов, а в 2012‑м их стало уже пять. И поначалу все шло на ура: благодаря низкой цене билета (тогда он стоил всего 54 рубля) в 2011‑м аквабусы за навигацию перевезли 454 тысячи человек. Однако затем, по мере повышения стоимости перевозки (в 2014 году, например, в выходные она уже доходила до 300 рублей), «аквабусный» пассажиропоток стал быстро снижаться, постепенно уменьшившись в несколько раз. И хотя за все время своего существования аквабусы перевезли в Петербурге около миллиона пассажиров, уже в 2015‑м проект начал дышать на ладан. А в 2017 году обанкротилась и последняя компания, которая в нем участвовала.

Ответ на вопрос, почему это произошло, довольно простой: система общественного водного транспорта в виде аквабусов оказалась в Северной столице экономически несостоятельной. По экспертным оценкам, за все время их работы Смольный потратил на дотации перевозчикам около 200 млн рублей. Александра Бахмутская подтвердила, что «субсидия на одного пассажира достигала более тысячи рублей на билет, в результате чего проект не только не достиг самоокупаемости, но и привел к банкротству всех компаний, которые были операторами маршрутов». Поскольку, по ее словам, такие расходы несопоставимы с величиной субсидий на наземный общественный транспорт, было принято решение отказаться от аквабусов в пользу развития системы городских общедоступных причалов. Которых, кстати, в навигацию нынешнего года задействовано уже 19.

Были ли в Петербурге попытки возродить систему аквабусов пос­ле 2015 года? Разговоры об этом велись многократно. А в 2019‑м один из операторов наземного такси даже пробовал создать аналогичный сервис на воде. Называли и конкретные параметры проекта: восемь катеров-такси должны были стать такими же доступными, как наземные таксомоторы. Правда, ждать их надо было до получаса, а минимальная стоимость обозначалась в 3 тысячи рублей на шестерых за полчаса движения по воде. Результат оказался примерно тем же, что и с обычными аквабусами, — проект толком так и не заработал, поскольку не было необходимого для его существования спроса.

Словом, причин, почему аквабусы так и не прижились в Петербурге, сразу несколько. Но главная — экономическая. Чтобы ­водные перевозки были рентабельными, билет на аквабус должен стоить как минимум около 500 рублей. Согласитесь: сейчас, когда в городе на наземном транспорте появился новый часовой пересадочный тариф, желающих заплатить в 10 раз больше найдется немного. Да, времени на поездку, возможно, придется потратить больше. Но ведь цена! А поскольку дотировать аквабусы никто теперь не собирается, снова выпускать их на линии и не станут.

Более того: даже кольцевой «Нев­ский маршрут», который в навигацию 2021‑го соединял шесть городских причалов и в чем‑то напоминал линию аквабуса, нынче не появится. Причина, по словам президента Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимира Родионова, все та же: стартовавший в августе прошлого года проект всего за месяц работы ушел в убыток на 2 миллиона рублей. 

Кроме чисто экономических причин препятствуют возрождению аквабусов и другие — такие как короткий сезон навигации, ограниченный район плавания, несоответствие маршрутов реальным потребностям пассажиров и т. д. Ведь петербуржцы в основном движутся в центр из «спальных» районов. Или в обратном направлении. А аквабусы ходили совсем по другим маршрутам… В результате многие эксперты уверены: в Северной столице это больше не общественный транспорт, а средство передвижения для туристов, желающих увидеть город с воды. «Водный транспорт в условиях сезоннос­ти не станет в Петербурге общест­венным, — считает Владимир Родионов. — В существующих реалиях он несет скорее экскурсионную, а не социальную функцию».

И это действительно так: даже в лучшие времена пассажирами аквабусов в основном были вовсе не петербуржцы, а гости города. И возможность проехаться на водном автобусе они чаще всего воспринимали как более дешевый, нежели обычный, вариант экскурсии по воде. Но платил за это удовольствие бюджет.

Теперь делать это он не намерен. По словам Александры Бахмутской, гораздо более эффективно вкладывать бюджетные средства в развитие причальной инфраструктуры и новых турис­тических экскурсионных маршрутов. А значит, в ближайшее время аквабусы в Петербурге появятся вряд ли. Если, конечно, не найдется кто‑то, готовый содержать их себе в убыток.

#общественный транспорт #водный маршрут #пассажиры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (7166) от 12.05.2022 под заголовком «Пассажиры выбирают землю».


Комментарии