В центр Петербурга пустят транспорт «хорошистов» и «отличников»

На комиссии по экологической защите населения Законодательного собрания депутаты вместе с представителями ГИБДД и профильных комитетов Смольного обсудили перспективы введения в Петербурге ограничений для неэкологичного транспорта. Речь идет о двигателях класса «Евро-0», «Евро-1», «Евро-2» и «Евро-3». Катализатором процесса стал Совет по правам человека, обратившийся с этой идеей к президенту в конце 2018 года.

В центр Петербурга пустят транспорт «хорошистов» и «отличников» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Речь, конечно же, о правах на чистый воздух. По мнению экологов, ограничения на въезд автомобилей с двигателями классов «Евро-3», «Евро-2», «Евро-1» и «Евро-0» приведут к снижению загрязнения воздуха диоксидом углерода и диоксидом азота на 22 - 27% к 2030 году, но при условии, что эта мера будет сочетаться с развитием общественного транспорта и велосипедной инфраструктуры. По данным агентства «Автостат», в России на 1 января 2018 года автомобилей с такими двигателями насчитывалось более 58%. Уже 11 лет в РФ запрещено производить и продавать автомобили ниже класса «Евро-3». А «Евро-4» введен в Евросоюзе в 2005 году, он стал обязательным для всех производимых и ввозимых в Россию автомобилей с 1 января 2013-го.

Летом прошлого года ПДД дополнены двумя новыми дорожными знаками - «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств» и «Зона с ограничением экологического класса грузовых транспортных средств». С 20 декабря 2018-го вступила в силу новая редакция федерального закона «Об организации дорожного движения», позволяющая регионам использовать эти дорожные знаки для ограничения въезда автомобилей с низким экологическим классом.

Где устанавливать знаки, решают власти на местах, соответственно, у каждого региона появляется возможность создать запретные зоны для неэкологичного транспорта. Также должны быть установлены и видеокамеры для фиксации нарушений.

Пионерами придется стать Москве и Петербургу как двум самым крупным мегаполисам страны. В конце января вице-премьер РФ Максим Акимов поручил правительствам двух столиц представить до 4 марта «дорожную карту» введения ограничения въезда транспортных средств низкого экологического класса. В Москве, как известно, уже предприняты различные меры по ограничению транспортных потоков в центральной части города, поэтому московские власти весьма одобрительно отнеслись к нововведению. Представители Смольного на заседании комиссии тоже не высказали принципиальных возражений, но подчеркнули, что пока нет ясности с зоной ограничения и финансированием (прежде всего фотовидеофиксации). Специалисты комитета по развитию транспортной инфраструктуры назвали четыре района для ограничения - Петроградский, Центральный, Адмиралтейский и Василеостровский. И пообещали расширять сеть пассажирского автотранспорта в центре города. По словам заместителя начальника профильного отдела ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» Дениса Глебова, нужна дополнительная правовая база, те же соответствующие поправки в КОАП, в том числе по поводу штрафов для нарушителей.

Депутаты предложили начать действовать поэтапно, например с общественного транспорта. Однако заместитель председателя городского комитета по транспорту Олег Матвеев в ответ заметил, что «в городе половина двигателей на общественном транспорте - «Евро-5», есть электробусы, так что это не проблема городского пассажирского транспорта».

Но даже если это больше проблема для автомобилистов и бизнеса, имеющего для перевозки товаров устаревшие машины, то непонятно, заявили депутаты, как стопроцентно контролировать проезд старых автомобилей. Потому что данные об экологическом классе двигателя стали вносить в свидетельство о регистрации транспортного средства лишь с 2011 года, и система видеофиксации не сможет распознать экологичность автомобиля, выпущенного ранее. Прозвучало и опасение, что ограничения для автомобилей с низким экологическим классом двигателей ударят по пожилым людям, имеющим старенькие авто. А еще в центре проходят разные фестивали, ретроавтопробеги, парады байкеров... Даже уборка снега может оказаться вне закона: нынешней зимой, напомнили депутаты, задействовали любую технику.

В итоге все пришли к выводу, что Смольному для начала надо создать рабочую группу по этой проблеме и начинать не с четырех, а с одного района. Кроме того, необходима разъяснительная работа среди петербуржцев.

Стоит уточнить, что поправками в ПДД с 2021 года предусмотрен запрет на въезд в ограничительные зоны автомобилей без записи об экологическом классе в свидетельстве о регистрации.

#город #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (6389) от 27.02.2019 под заголовком «В центр пустят хорошистов и отличников».


Комментарии