В ауте от стаффинга. Кто на самом деле организует незаконный труд мигрантов

Специалисты, занимающиеся адаптацией и интеграцией мигрантов в Петербурге, обеспокоены деятельностью расплодившихся контор по найму и мутных юридических консультаций, которые под прикрытием красивых англицизмов типа «аутсорсинг» и «аутстаффинг» обманывают иностранцев, незаметно переводя их из легального статуса в так называемое недокументированное положение. А далее в таких историях (и, случается, в материалах уголовных дел) нередко звучат другие, уже совсем не красивые, а страшные слова: «организация незаконной миграции», «подневольный труд» и «торговля людьми».

В ауте от стаффинга. Кто на самом деле организует незаконный труд мигрантов | Мигранты въезжают в Россию легально, намереваясь честно и по закону работать. В нелегальную занятость их вовлекают недобросовестные посредники. ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

Мигранты въезжают в Россию легально, намереваясь честно и по закону работать. В нелегальную занятость их вовлекают недобросовестные посредники. ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

Некоторые истории попадают в поле зрения межведомственной комиссии по вопросам равенства прав и противодействия дискриминации мигрантов и членов их семей при комитете по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики. Туда они поступают в виде обращений обманутых гастарбайтеров или общественных организаций, защищающих их права. Например, на одном из недавних заседаний этой комиссии рассматривали заявление большой группы граждан Узбекистана, которые были задействованы клининговой фирмой в уборке железнодорожных составов на Московском вокзале. Мигранты были уверены, что трудятся «вбелую», легально. Главный вокзал Петербурга - куда уж, кажется, серьезнее и надежнее? Транспортное предприятие со строгой системой безопасности. Всем выдали пропуска и документы, позволяющие находиться на территории вокзала... Два месяца приехавшие на заработки мигранты убирали вагоны - и не получали денег. А по истечении этого срока им было объявлено, что они уволены, причем без каких-либо объяснений и тем более выплат. Как оказалось, трудовые отношения у них были заключены не с этой фирмой, а с аутсорсинговой конторой. Обманутые узбекистанцы обратились в городскую прокуратуру. Началась проверка. Клининговая фирма объявила прокурорам о том, что уходит с Московского вокзала и с петербургского рынка вообще. И что в данном случае она не считает себя обязанной возвращать людям заработанные деньги.

- Это типичная схема полулегального трудоустройства - так называемый заемный труд, или аутстаффинг, - поясняет эксперт по работе с этническими меньшинствами и трудовыми мигрантами благотворительного фонда поддержки и развития просветительских и социальных проектов (ПСП-фонд) Андрей Якимов. - Договор о предоставлении неких услуг иностранный гражданин заключает с не аккредитованной, не лицензированной в качестве частного агентства занятости посреднической компанией. И это гражданско-правовые, а не трудовые отношения. С точки зрения Трудового кодекса вопросы к аутстаффинговым договорам очень большие: в них не указано, где, как и на каких условиях иностранные граждане будут трудиться, не содержится информации о фактическом работодателе, месте выполнения работ, должностях и так далее. Такая схема заемного труда позволяет фактическому работодателю избежать выполнения финансовых обязательств и социальных гарантий в отношении иностранцев (в договорах с посредническими конторами, как правило, указывается зарплата, не превышающая МРОТ, либо половина или четверть минимальной ставки) и экономить на налогах. Нет трудового договора - значит юридически приезжие не являются трудящимися. Так что и защитить их права не представляется возможным. Госинспекция труда также не признает гражданско-правовые отношения трудовыми и не встает на защиту таких граждан. По закону, ответственность работодателя перед работником должна возникать после допуска к работе, в том числе и по устному соглашению. Но руководство этих фирм, как можно догадаться, избегает встречаться с обманутыми людьми...

По сведениям Якимова, в клининговых организациях подобным образом оформлены около половины трудовых мигрантов, прибывающих в город. В их патентах специальность указывается как под копирку - «подсобный рабочий».

Впрочем, и действующий патент в любой момент может перестать быть таковым: за него же нужно делать ежемесячный авансовый налоговый платеж. А нет зарплаты - нет и налогов...

Специалисты подчеркивают: все мигранты въезжают в Россию легально, по миграционной карте, намереваясь честно и по закону работать. Как же они оказываются вовлечены в нелегальную занятость?

- «Благодаря» недобросовестным посредникам, - уверен Якимов. - Иностранные граждане обращаются в легальные на первый взгляд юридические конторы и клиники, рекламой которых полон Интернет. Уже на этапе оказания юридических услуг они оказываются жертвами разнообразных мошеннических схем.

За достаточно большие деньги иностранцам предлагают оформить разрешение на временное проживание в России, гражданство, регистрацию и т. д. При этом жулики-посредники создают видимость бурной профессиональной деятельности: составляют многостраничные документы, которые на глазах своих клиентов направляют в разные инстанции, зачастую не имеющие отношения к данному вопросу. Например, шлют письма с просьбой предоставить такому-то иностранцу российское гражданство в комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики... Мигранты, плохо разбирающиеся в полномочиях российских государственных структур и механизмах предоставления правовых статусов, видят перед собой солидный документ и верят, что им оказывается услуга, не понимая, что юридически подготовленный документ ничтожен... Спустя время они, естественно, пополняют ряды нелегалов и тогда уже вовсе не понимают, куда им обращаться за помощью. Они полностью дезориентированы и, увы, бесправны...

В феврале на заседании той же межведомственной комиссии рассматривали обращение 40 граждан Узбекистана, которые в конце предыдущего года были привезены в Петербург посредником под обещание высокой зарплаты, официальной занятости и хороших условий труда (всего из Намангана тогда в наш город приехали более 150 гастарбайтеров). Оплатили посреднику его услуги и оказались оформлены в двух фирмах, были зарегистрированы по их адресам, там же проживали, получили патенты... Но впоследствии организаторы «тура» изъяли у них паспорта. Их направляли на работу на предприятия пищевой промышленности, стройки, в гипермаркеты и так далее. Зарплату люди практически не получали в течение четырех месяцев. И мигранты стали убегать от работодателей. Оказавшись на улице без документов, некоторые самые смелые (или отчаявшиеся?) обратились в общественную организацию - ПСП-фонд...

Как рассказали в фонде, в полицию Центрального и Красносельского районов от пострадавших наманганцев поступило 28 заявлений.

- Была проделана большая работа: восстановлены документы, международная организация миграции помогла им вернуться на родину, - рассказывает Андрей Якимов. - Там они также подали заявление в полицию, и два посредника, которые привезли их в Петербург, были осуждены на 5 и 6 лет за организацию торговли людьми, сейчас они отбывают наказание в Узбекистане. В Петербурге у работодателя тоже прошла проверка, но о возбуждении уголовного дела нам пока ничего не известно.

То есть формально на этапе устройства на работу этих бедолаг все было сделано на первый взгляд корректно, но в финале все то же - принуждение к труду без выплаты зарплаты.

С начала октября проводятся следственные мероприятия в другой петербургской фирме, занимающейся оформлением на работу мигрантов. При обыске «силовики» обнаружили в офисе компании 127 паспортов иностранных граждан, приложенные к ним миграционные карты и другие документы. Это означает, что 127 иностранцев, обратившихся в данную фирму за содействием в трудоустройстве, на деле оказались в недокументированном (нелегальном) положении и могут быть в любой момент выдворены с территории РФ, хотя сами они ничего незаконного не сделали. Кроме того, в офисе этой мутной компании были изъяты 11 печатей различных ООО, что позволяет предположить оформление фальшивых договоров, патентов и регистраций (в районах города и области сотрудники отделов по делам миграции отмечают: фальшивых патентов стало встречаться заметно больше, чем год-два назад). Сколько же невольных жертв этой фирмы и десятков аналогичных сейчас прячутся от полицейских проверок в нашем городе?

- Проблема инспирируется людьми, которые живут в Петербурге, здесь зарегистрированы и ведут свой преступный бизнес, - подчеркивает Якимов. - В таких схемах и преступных группах на равных взаимодействуют представители разных государств и этносов. Нередко это россияне, пользующиеся услугами посредников в Средней Азии. Все они своим прибыльным «бизнесом» вполне довольны. И, похоже, чувствуют себя свободно и безнаказанно, раз не боятся штамповать поддельные документы. В результате на улице оказываются сотни мигрантов. Они, а не посредники несут ответственность за нарушение миграционного режима. Да еще (изредка) штрафуют фактических работодателей, на территории которых в ходе рейда полиция обнаруживает иностранцев-нелегалов.

- Сейчас у нас готовится соглашение с комитетом по труду и занятости о том, чтобы совместно заниматься адаптацией и интеграцией мигрантов, приезжающих по оргнабору, - рассказывает начальник отдела реализации миграционной политики, законности и межведомственного взаимодействия комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики Сергей Домнин. - Но такая работа и без соглашения ведется - правда, без финансирования, что называется, на энтузиазме и личных договоренностях. Пока иностранные граждане ждут патента, с ними проводят занятия по российскому законодательству, водят в музеи, на экскурсии. Это очень важно и полезно для приезжих.

Но «культурно-просветительской» деятельности, судя по всему, недостаточно. Не так давно в профильный комитет Смольного вновь обратились 16 граждан Узбекистана, которые, заметим, прибыли в северную столицу России самым безопасным способом - по оргнабору, а в итоге также оказались обманутыми - ничего из обещанного им не было выполнено...

- Появилось ощущение, что есть какие-то силы, которые стараются сорвать и испортить репутацию оргнабора, силы, которым выгоден хаос на рынке иностранной рабочей силы и оказания услуг мигрантам, - говорит Домнин. - Возможно, это и есть те самые мошенники-посредники, сумевшие запустить своих провокаторов в этот процесс.

#мигранты #работа #трудоустройство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (6345) от 18.12.2018 под заголовком «В ауте от стаффинга».


Комментарии