В Петербурге за год установили освещение в 40 дворах

Все больше участков внутри петербургских кварталов, где десятилетиями царил полумрак, получают положенный по нормативам уровень освещения. В прошлом году, когда это направление адресной программы строительства и реконструкции систем освещения стало приоритетным, в городе «высветилась» 31 такая территория. А нынче предприятие «подтянуло» к ней более 40 «внутрикварталок» в разных городских районах.

В Петербурге за год установили освещение в 40 дворах  |

Заодно идет избавление от дедовских ламп, где используется газовый разряд в парах ртути (производство их с 2020 года, к слову, запрещено международной «ртутной» конвенцией). И к концу года в Петербурге их не останется вовсе, заверяют специалисты.

Чтобы легче и быстрее проектировать «осовременивание» внутриквартального освещения, специалисты «Ленсвета» нередко берут крупные объекты. В Ломоносове, к примеру, вошедший в эту программу внушительный по размерам микрорайон включал почти десяток посветлевших кварталов. Поэтому фактически их куда больше указанного на бумаге числа, хотя дело, конечно, не в канцелярских сводках. Важнее то, что благодаря новым технологиям, «покорившим» окраину Петербурга и другие старые жилые массивы, улично-дворовый свет появляется там, где его отродясь не бывало. Экономичный и в то же время более яркий.

Характерный пример: 11-й квартал Малой Охты (с одной стороны он очерчен Заневским и Новочеркасским проспектами, с другой – улицей Стахановцев и Перевозным переулком), который рабочие недавно покинули. Когда до этого там переустраивали наружное освещение, не упомнят, наверное, и жильцы-старожилы: лет 30 лет назад, а может, и больше.

Вместо 40 натриевых ламп, дававших скудноватый свет, здесь появилось 120 светодиодных (по 40 – 60 ватт каждая), мощность которых почти вдвое выше. Этому способствовало применение у пешеходных дорожек, на детских и спортивных площадках, куда спецтехника не может подъехать, складывающихся опор. Обслуживать их могут один-два человека: внутри столба спрятан механизм, позволяющий, высвободив бечевку, наклонить его верхнюю часть (принцип колодезного журавля) и в два счета поменять лампу.

Такие опоры, которые ленсветовцы (а за ними другие организации, имеющие собственное осветительное хозяйство, скажем, Росавтодор) стали использовать чуть ли не первыми в России, на 30% дороже обычных, но они быстро окупаются. Мало того, высвечивая по-новому городские кварталы, можно освобождаться от мозоливших всем глаза «воздушек», то есть протянувшихся между домами неизолированных проводов. В 11-м малоохтинском квартале после реконструкции они тоже нырнули под землю (4 км кабеля), в соответствии с городским проектом «Чистое небо».

Словом, программа хороша еще тем, что помогает убить одним выстрелом нескольких зайцев. Одно плохо: даже выполняя эту работу стахановскими темпами, покончить с «темным прошлым» Петербурга, по расчетам, удастся только через семь-восемь лет. Так много еще в нашем городе темноватых дворов, детских и спортивных площадок.

Но сделать это можно и вдвое быстрее. Большие надежды специалисты возлагают в этом отношении на развитие нормативно-правовой базы и преодоление межведомственного разобщения. Если расширить полномочия муниципальных властей, они станут строить новые такие площадки и благоустраивать старые (в рамках программ «Комфортная городская среда» и «Твой бюджет»), сразу закладывая в проект светодиодное их освещение. Что ныне удается делать значительно дольше, преодолевая инерцию бюрократического механизма.

По словам Сергея Мителева, гендиректора ГБУ «Ленсвет», освоить новую практику, похоже, удастся с будущего года: петербургские парламентарии такую инициативу одобрили. И тогда бюджетное предприятие и районные власти смогут обеспечивать дополнительным освещением по 300 детских и спортивных площадок ежегодно, кратно повысив темпы такой работы.

Причем используя исключительно светодиоды: ртутные лампы в Петербурге выводятся из обращения. Из 10,5 тыс. таких «лампочек Ильича», еще действовавших в начале текущего года, в основном в окраинных районах, на улицах и во дворах осталась сущая малость, меньше 3 тыс. штук, и скоро петербуржцы о них, надо полагать, позабудут.

А когда это случится, «Ленсвет» станет менять натриевые светильники, рассчитывая справиться с новой масштабной программой (как на бюджетные средства, так и за счет энергосервисных контрактов) за три года. Сегодня доля светодиодных фонарей, используемых в наружном освещении, составляет в Петербурге 21%. Ступенька для взлета не слишком высокая, но по сравнению со многими другими городами России и не самая низкая.

Что это даст? Избавившись от 20 тыс. натриевых ламп, можно экономить порядка 500 млн бюджетных рублей и высвобождать около 23 МВт мощностей электроэнергии в год. Выгода, что ни говори, очевидная.

МЕЖДУ ТЕМ

Продолжая тестировать «умные» светильники разной мощности, специалисты «Ленсвета» установили их еще на трех внутриквартальных территориях, где разное по интенсивности дорожное движение: на Наличной улице, в Белосельском переулке и на Промышленной улице (город Пушкин).

К корпусу такого светильника крепится модуль индивидуального управления (контроллер), который передает диспетчеру нужные данные о напряжении в сети, работоспособности фонаря и др. Интеллектуальная начинка позволяет также управлять наружным освещением дистанционно, регулируя яркость светильников, и быстрее отправлять в нужное место бригаду для устранения неполадок.

Это седьмой пилотный проект ленсветовской программы, стартовавшей в 2019 г. На объектах наружного освещения Петербурга (включая пешеходные переходы) за это время установлено 76 светодиодных светильников, оснащенных такими системами, благодаря которым можно снизить потребление электроэнергии. При этом основным критерием выбора в пользу того или иного модуля будет служить качество сигнала.

#освещение #фонари

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (6812) от 24.11.2020 под заголовком «Прощание с лампочкой Ильича».


Комментарии