В Петербурге восстановили троллейбус 1938 года выпуска

Музей городского электрического транспорта показал троллейбус «ЯТБ-2» 1938 года выпуска, найденный под Петербургом и восстановленный к 85-летию троллейбусного движения в нашем городе. Этот символ технического прогресса конца 30-х годов прошлого столетия должен был удивить и порадовать горожан в минувшую субботу, пройдя в парадном строю с другими экспонатами музея по Невскому проспекту и поучаствовав в выставке на площади Островского. Но ничего из этой прекрасной затеи не вышло: проезд ретротранспорта и выставку отменил Роспотребнадзор из-за критического подъема заболеваемости коронавирусом. Возрожденные энтузиастами железные раритеты вместе с горожанами, увы, ушли на карантин... Однако посмотреть на уникальные машины и поговорить с людьми, подарившими им вторую жизнь, мы успели до нынешнего локдауна.

В Петербурге восстановили троллейбус 1938 года выпуска | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«ЯТБ-2» – «Ярославский троллейбус», вторая модель. Это «младший брат» ровесника петербургского троллейбусного движения, 85-летнего экспоната «ЯТБ-1». В музее они стоят рядом. Похожи, но не близнецы: немного различаются наклон лобовой и задней частей, форма окон, расположение сидений в салоне. «Первенца» нашли в одном из садоводств в 1996 году в неплохом состоянии, и он был заново «поставлен на ноги» (то есть колеса) к 300-летию Петербурга.

Вероятность находки второго довоенного троллейбуса была ничтожной, говорят в «Горэлектротрансе» (ГЭТ). Считалось, что ни один «ЯТБ-2» не сохранился, да и поставлено их было в Ленинград всего около двух десятков («ЯТБ-1» было втрое больше).

Про случайное обнаружение «второго» в музее рассказывают с удовольствием. В наглухо задраенном металлическими листами, многократно перекрашенном хозяйственном вагончике на дачном участке в районе озера Зеркальное в Выборгском районе Ленобласти легендарный «ЯТБ» узнал любитель старинных машин Георгий Машков.

Машков мне звонит: «Леш, я нашел «ЯТБ»!» – вспоминает мастер группы реставрации троллейбусов Музея городского электротранспорта ГЭТ Алексей Гонтарев. – Я не поверил, подумал – розыгрыш. Найти довоенный троллейбус теперь? Это казалось нереальным. Тем не менее это был действительно он – «ЯТБ-2», выпущенный в 1938 году. Такой подарок судьбы...

Случился этот подарок еще в 2007-м. Своей очереди на реставрацию «старичок» ждал десять лет. Потом его четыре с половиной года восстанавливали мастера и их помощники-волонтеры, увлеченные «транспортной» историей (Машков как раз из их числа).

После ухода с городских маршрутов он еще работал до конца 50-х – начала 60-х годов прошлого века – его передали на баланс Ленинградского вагоноремонтного завода (ВАРЗ) и переделали в передвижную бытовку, он работал в качестве техпомощи, – рассказывает историю раритета Гонтарев. – До 1972-го троллейбус хранился под Выборгом на спортивной базе, принадлежащей ВАРЗ. Его выкупил ветеран завода по цене металлолома и перевез на свой дачный участок в районе озера Зеркальное. Там «ЯТБ-2» исполнял роль дачного домика, откуда мы его и забрали в 2007-м. Машину обменяли на другой списанный троллейбус, только помоложе – в нем хозяева соорудили такой же домик.

После снятия обшивки обнаружилось, что половина каркаса машины сгнила, а другая часть – «новодел». Деревянные элементы в состоянии трухи. По сути, «родного» в нынешнем музейном экспонате осталось мало: рама, рессоры, мосты, металлические усиления (чтобы деревянный каркас кузова не расшатывался) да пара листов обшивки. Все сохранившиеся части и детали тщательно очищали, «пескоструили», покрывали разными хорошими составами и ставили строго на свои места. Остальное сделано заново – по фотографиям и воспоминаниям.

Несмотря на очевидно меньшие, чем у современных троллейбусов, размеры, «ЯТБ-2» достаточно вместителен: 31 пассажир может в нем ехать сидя, 17 – стоя. А вот входы очень узкие и ступеньки высокие – не то что маме с коляской, просто тучному пассажиру влезть может быть проблематично. Еще удивительнее выглядит вход в кабину: его нижний край – на высоте примерно 120 см, на боку над землей всего одна ступенька, да и дверца кабины очень низкая... От водителей «ЯТБ» явно требовал немалой ловкости и отличной физической подготовки. Да и не только физической:

Современный водитель без специального обучения не сможет поехать на «ЯТБ», – говорит Алексей Гонтарев. – Здесь нет электроники и автоматики – нужно самому четко чувствовать, когда на какой угол нажимать ходовую педаль, когда резко сбросить, а когда плавно. То же и с тормозной педалью. Руль для современных водителей покажется очень «тяжелым», обзорность маленькой. От водителя такой машины требовалось максимальное знание ее устройства. Он должен был хорошо представлять, что и как работает в определенный момент, а если что-то ломалось – уметь починить троллейбус.

Пополнивший коллекцию музея ГЭТ восстановленный «ЯТБ-2» поехал своим ходом всего несколько дней назад. Теперь очереди на возвращение из небытия ожидают еще несколько найденных за последние годы машин, относящихся к разным периодам истории городского электрического транспорта.

Так что обучать езде на раритетах для участия в ретропарадах (а они обязательно будут – вот только с «короной» покончим) придется еще не одного водителя «Горэлектротранса».


#музей #троллейбус #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (7039) от 27.10.2021 под заголовком «Время первых и вторых».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.