В Петербурге троллейбусы смогут проезжать большие расстояния без сетей

Петербуржцам знакомы два типа троллейбусов, ежедневно выходящих на линии: обычный, который не обходится без контактной сети, и его инновационный собрат, способный преодолевать часть маршрута с опущенными «рогами». Но, похоже, скоро горожане узнают еще одну, гибридную, разновидность этого вида транспорта. Принципиально не меняясь, троллейбус «Адмирал 6281», появившийся на улицах города меньше года назад, сможет проезжать без сетей, на автономном ходу, большие расстояния благодаря новой тяговой батарее. Ее испытания завершились недавно в Саратовской области, где находится завод (подразделение холдинга «ПК «Транспортные системы»), выпускающий эту модель.

В Петербурге троллейбусы смогут проезжать большие расстояния без сетей | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

«Привязанность» к контактной сети позволяет троллейбусам передвигаться, используя относительно недорогую электроэнергию, и оставаться при этом экологически чистым городским транспортом. Но вот как быть, если нужно проехать препятствие, скажем, столкнувшиеся на перекрестке машины, по широкой дуге, или когда в сети временно пропало напряжение?

Электробусы с подзарядкой в движении (троллейбусы с увеличенным автономным ходом), конечно, на такое способны. Только их пока мало и они дороже своих обычных предшественников. 

А классический подвижной состав может преодолевать, оторвавшись от проводов, не очень большие участки пути. Запас автономного хода у «Адмиралов» нового поколения, например, составляет 150 метров, что расценивается как серьезное достижение.

Но можно ли увеличить этот ресурс без значительных «наворотов»? Да, если модернизировать литиево-ионный аккумулятор. Путь этот не новый, по нему пытались идти многие отечественные разработчики. Решить такую задачу взялась и группа конструкторов, в которую вошли представители «Транспортных систем» и их партнеры из тверской компании «Энергетические системы». Общими усилиями они создали накопитель энергии нового типа, не меняя принцип его действия, а применив ноу-хау в виде компоновки основных элементов тяговой батареи.

Модули батареи в итоге стали на 100 кг легче по сравнению с зарубежными аналогами, а ее возможности, по словам разработчиков, существенно выросли. С ноября прошлого года они испытывали свое детище в городе Энгельсе Саратовской области и областном центре в дневное время и ночью. Оказалось, что «Адмирал», оснащенный такой аккумуляторной установкой, которую разместили на крыше, способен проехать при максимальной нагрузке на автономном ходу 20 км, а во время морозов с включенным электрическим отоплением преодолел по заснеженной дороге расстояние 15 км, не исчерпав весь запас батареи.

В целом на автономном ходу, в режиме электробуса, саратовско-питерская техника проехала около 600 км. Правда, небольшие штрихи в конструкцию троллейбуса внести все же пришлось, но и слегка измененная силовая электросхема неплохо показала себя при тестировании, уверяют создатели.

«Машина прошла не только полный цикл испытаний в городских условиях, мы задействовали и междугородное сообщение, – рассказал Феликс Винокур, президент компании «ПК «Транспортные системы». – Отключившись от контактной сети в городе Энгельсе, «Адмирал» пересек мост через Волгу и добрался на автономном ходу до железнодорожного вокзала в Саратове».

А значит, используя такие троллейбусы, можно наладить межмуниципальное сообщение, решив вопрос с транспортной доступностью отдаленных территорий и не протягивая туда контактную сеть, отметил глава холдинга. Или «приблизить» новостройки в таких крупных городах, как Петербург, опять же экономя средства на сетевой инфраструктуре и не строя зарядные станции. По сути, речь идет о троллейбусе обычного типа, способном превращаться при необходимости в электробус с динамической зарядкой, поскольку тоже заряжается во время движения, подняв к проводам токоприемники.

Между тем компания готовится к серийному производству троллейбусов этой модели с усовершенствованной тяговой батареей, изготавливать которую станут волжане. Такие заказы она рассчитывает получить от крупных предприятий-перевозчиков, а к тому времени надеется улучшить характеристики инновационного изделия, чтобы транспорт проходил при полной нагрузке с включенным климатическим оборудованием более 20 километров.

#общественный транспорт #пассажиры #троллейбус

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 26 (6864) от 15.02.2021 под заголовком «Через Волгу, опустив «рога»».


Комментарии