В Петербурге строительством метро займется новая компания

Сначала о хорошем: несмотря на все пертурбации с ОАО «Метрострой», пробивка завершающего участка перегонного тоннеля между будущей станцией «Театральная» и «Спасской» ведется, идет проходка и тоннеля на новой коричневой линии метро – в сторону будущей «Путиловской». Но есть известие, вызывающее опасение: в Петербурге создана новая компания, которой планируется передавать заказы на строительство тоннелей и вестибюлей. Каким будет этот переход – не с одной станции на смежную, а от одной компании к другой – большой вопрос.

В Петербурге строительством метро займется новая компания | Фото Светланы Холявчук/Интерпресс

Фото Светланы Холявчук/Интерпресс

Как сообщала наша газета, проходку на Лахтинско-Правобережной линии – от «Театральной» до «Спасской» – ведут с начала декабря и к весне 2021 года тоннель должен быть готов. Однако запустить движение по линии и открыть на Васильевском острове станцию «Горный институт» (название утверждено городской Топонимической комиссией) собираются только летом 2023 года.

Подобные сроки всегда вызывают удивление. Понятно, что тоннели надо забетонировать, уложить по ним пути, провести линии электропередачи, но срок два года все равно выглядит удручающе. Впрочем, метростроители утверждают, что они могли бы справиться и быстрее. Но все зависит от финансирования работ и поставки оборудования. Напомним, первоначально открыть станцию «Горный институт» намеревались еще в 2019 году. И на Васильевском острове эту станцию очень ждут. Как бы то ни было, но такие скорости строительства подземки точно не для XXI века. Кстати, в ХХ веке метро в Петербурге строили быстрее.

– Продолжаются работы и на другой линии метро – Красносельско-Калининской. Там проходку ведут два щита. Один прокладывает соединительный тоннель между новой коричневой веткой и красной. Другой – от шахты № 843, которая расположена между будущими станциями «Юго-Западная» и «Путиловская» (пересадочная с «Кировским заводом»), в сторону «Путиловской». Плановый срок сдачи двух новых станций – конец 2023 года, — сообщила нашей газете руководитель пресс-службы «Метростроя» Екатерина Гигиняк.

А вот пробивка тоннелей на продолжении зеленой ветки метро – от «Беговой» до станции «Зоопарк» (теперь она переименована в «Планерную»), к сожалению, заморожена. Самый производительный проходческий комплекс петербургского «Метростроя» – щит «Надежда», единственный, который способен прокладывать тоннель сразу для двух путей, диаметром 10,3 метра, по-прежнему занят в Москве. А ведь именно он должен был пробивать тоннель от «Беговой» до «Планерной», но оказалось, что проект продолжения зеленой ветки еще не готов. Да и финансирование на пробивку метро на север не предусмотрели. Так что Петербург остался без «Надежды», которая помогает улучшать транспортную ситуацию не у нас, а в столице.

Говорят, что с финансированием петербургского метростроения станет лучше в 2021 году. Смольный не очень-то доверяет нынешней компании ОАО «Метрострой», хотя и имеет в ней пакет акций, но не контрольный. Компетентные органы почти весь нынешний год расследуют хищение бюджетных средств, выделяемых администрацией города предприятию.

В связи с этим в Петербурге учреждена другая компания для строительства подземки – «Метрострой Северной столицы». Здесь уже город забронировал для себя даже более чем контрольный пакет акций – 65 процентов. Теперь финансирование строительства тоннелей и новых станций будет выделяться этой компании, она же должна выступать и в качестве генерального подрядчика работ.

– Передача объектов от одного юридического лица к другому – процедура очень непростая. Тем более таких сложных, как тоннели и подземные вестибюли. Необходимо подготовить проект консервации объектов, чтобы с уходом людей и оборудования из тоннелей не произошло обрушения. Все это стоит немалых денег и, конечно же, откладывает сроки сдачи объектов в эксплуатацию, – считает эксперт редакции исполнительный директор Тоннельной ассоциации Северо-Запада Сергей Алпатов.

Как утверждают, процесс передачи дел по строительству петербургского метро запущен. Хотя нынешний «Метрострой» работу продолжает. На предприятии заверяют, что сокращения кадров не происходит. Как в начале нынешнего года, так и сейчас списочный состав — около трех тысяч человек. Кстати, главнейшая задача на период всех этих пертурбаций – сохранить кадры.

– Других специалистов по строительству метро у нас в городе нет. А вахтовиков из других городов и весей вряд ли удастся привлечь. В Петербурге специфичные условия прокладки метро, и надо рассчитывать только на своих специалистов, – считает Алпатов.

Люди, которые трудятся в тоннелях сейчас, тоже рассчитывают на продолжение работы. Многие из них строят петербургское метро уже десятилетиями, сложилась не одна трудовая династия.

– Сергей Алпатов правильно отметил: если передача объектов от одного юридического лица к другому будет проходить с их консервацией, то город потеряет и время, и деньги. Но на сегодняшний день «Метрострой» продолжает строительство, об остановке речи не идет. Говорить о передаче объектов пока тоже все-таки рано. Давайте дождемся официальных решений, – пояснила Екатерина Гигиняк.

Процесс перевода стрелок в петербургском метростроении, если он состоится, по некоторым прикидкам, продлится до весны. К этому времени новая организация должна получить соответствующие лицензии, а работники – подписать заявления на перевод в новую компанию. Безболезненно такой процесс никогда не проходит. Желательно, чтобы потери были минимизированы. Особенно потери среди специалистов и рабочих.

#метро #строительство #Петербургский метрополитен

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (6837) от 29.12.2020 под заголовком «Строим без «Надежды»».


Комментарии