В Петербурге развитие сервиса по доставке еды обернулось рядом проблем

В Петербурге на фоне роста заболеваемости коронавирусом растет спрос на доставку готовой еды, продуктов и товаров первой необходимости. Магазины и рестораны, запустившие доставку весной в качестве вынужденной меры, продолжают активно делить рынок. При этом ускоренное развитие приводит к ряду накладок, которые приходится устранять на ходу.

В Петербурге развитие сервиса по доставке еды обернулось рядом проблем | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Некоторые аналитики предполагали, что после весеннего всплеска осенью начнется спад спроса на доставку товаров. Но все получилось с точностью до наоборот – отрасль продолжает активно развиваться. Крупные компании благодаря вложениям в инфраструктуру укрепляют лидерство, выдавливая с рынка слабых конкурентов.

Например, сервис по доставке товаров iGooods в третьем квартале увеличил оборот почти в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А в сентябре количество заказов выросло на 20% даже по сравнению с августом.

«Пандемия ускорила вовлечение клиента в онлайн – появились много людей с положительным опытом дистанционных покупок продуктов и понимающих ценность доставки, – отметил управляющий и сооснователь iGooods Григорий Кунис. – Мы заранее готовились ко второй волне, наняли дополнительный персонал, чтобы удовлетворить растущий спрос. По итогам года ожидаем, что увеличим оборот до 10 – 12 млрд рублей».

Схожая картина и у конкурентов. Так, к началу сентября с сервисом доставки еды Delivery Club сотрудничали более 30 тысяч ресторанов - в два раза больше, чем в феврале. Только за лето к сервису подключилось почти 10 тысяч точек общепита. При этом с ухудшением эпидемиологической обстановки процесс ускоряется. К примеру, число заявок, поданных заведениями общепита на подключение к сервису с 5 по 11 октября, выросло на 30% по сравнению с предыдущей неделей.

«Яндекс.Еда» также отмечает осенний рост подключений предприятий общественного питания. Кроме того, этот сервис фиксирует поступательный рост заказов от пользователей за счет нового направления e-grocery, то есть продаж товаров повседневного спроса – продуктов питания, напитков, сопутствующих товаров и т. д.

Заметим, что в Петербурге рост сервисов доставки происходит даже быстрее, чем в России в целом. Так, динамика заявок от ресторанов более чем в два раза превышает средний прирост по стране. Также стоит отметить факт, что жители Москвы и Петербурга стали чаще заказывать еду в ночное время.

Казалось бы, при таком спросе все в отрасли должно быть хорошо. Однако радостно потирают руки только владельцы и менеджеры высшего уровня, а рядовые сотрудники не так счастливы и редко задерживаются на этой работе надолго. Для курьерского штата характерна большая текучка – в среднем в службах доставки на постоянной основе работают лишь 15% сотрудников.

Условия труда в отрасли не всегда радужные. Конфликтные ситуации в таких организациях все чаще привлекают общественное внимание. Тут и драки курьеров конкурирующих служб, и внутренние разборки руководства с подчиненными, доходящие порой до рукоприкладства. Не так давно курьера одной из петербургских служб доставки, по его заявлению, избили прямо в офисе компании из-за его «твитов» с критикой сервиса.

Главная проблема социальной незащищенности курьеров в том, что это не штатные сотрудники, а самозанятые «партнеры» сервисов, то есть фактически бесправные фрилансеры. Чтобы защитить свои интересы, курьеры начали объединяться. Не так давно, например, появился независимый «Профсоюз Курьер». В сентябре он запустил межрегиональную инициативу «Неделя борьбы против штрафов» – активисты выходили на улицы крупных городов, в том числе и Петербурга, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме «людоедских штрафов в курьерской доставке».

Но большинство потребителей, конечно, условия труда курьеров интересуют мало – их волнует лишь качество услуги. При этом, по данным общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива», процент жалоб на поведение курьеров минимален. В первую очередь заказчики жалуются на сроки доставки товаров и их качество.

«Идея с доставкой продуктов отличная, но что касается человеческого фактора - сделано все «по-русски» в самом скверном понимании этого выражения, – делится опытом доставки от одной из петербургских продуктовых сетей пенсионер Павел Тихонов. – Принесли овощи и фрукты очень плохого качества. Не все группы товаров можно брать через сервис, такой я сделал вывод. А если остальное приходится ехать и докупать самому, то в чем тогда смысл?»

«Я оформила заказ. Сразу всплыло окно, где спрашивали, не забыла ли я чего заказать? – рассказывает педагог начальной школы Ангелина Юрьевна. – Я вспомнила про лук и сделала дозаказ. Заказы привез один и тот же водитель. Но... с меня взяли двойную плату. Написала жалобу с требованием вернуть деньги за вторую доставку. Только плевать они хотели на мою жалобу».

Недовольство относительно подобных «накладок» приходится выслушивать ни в чем не повинным курьерам, которые порой могут и не сдержаться. Поэтому представители отрасли все чаще приходят к выводу, что логичнее за нарушения спрашивать не с курьеров, а с агрегаторов доставки. Именно они должны нести ответственность за весь комплекс услуг.

Между тем Delivery Club объявил, что меняет систему тестирования курьеров. Теперь в дополнение к уже существующему тесту на знание приложения и стандартов сервиса желающие начать работу в доставке еды будут проходить тест на знание Правил дорожного движения.

«Курьеры стали неотъемлемой частью городской среды, многие из них выбирают для работы велосипеды, и мы заинтересованы в том, чтобы их поездки были максимально безопасными и комфортными для всех участников дорожного движения», – отметил операционный директор компании Мухит Сейдахметов.

Пока курьеры отстаивают свои права, владельцы компаний думают, как совсем исключить из цепочки человеческий фактор. По их расчетам, роботы и беспилотники не только улучшат и ускорят доставочный сервис, но и сделают его дешевле. Роботы могут работать в несколько раз дольше, ведь им не нужен отдых после каждых восьми часов. А искусственный интеллект не нарушает правила и не подвержен эмоциям.

На днях международная курьерская компания «СДЭК» объявила, что готовит к запуску «умный» сервис «Мегамозг» для своего чат-бота в Viber. Искусственный интеллект позволит сервису самостоятельно анализировать текст сообщений от пользователей и выдавать подходящие по смыслу ответы. И только в крайних случаях обращение будет перенаправлено в единое окно для обработки «живым» оператором.

Вероятно, уже в скором будущем в штате курьерских служб будут работать беспилотные роботы-доставщики. Первые примеры уже есть - с октября в одном из районов Москвы продукты из магазина «ВкусВилл» начал доставлять беспилотный автомобиль. Правда, передвижения беспилотников без водителей у нас пока запрещены, поэтому машину сопровождает бортинженер.

Более смело развивают современные технологии доставки зарубежные компании. Лидер китайской электронной коммерции Alibaba официально вышел на рынок робототехники, презентовав в сентябре своего первого логистического автономного робота для доставки заказов. Зовут «новорожденного» курьера Xiaomanlu, что в переводе с китайского языка означает «маленький осел». Он оснащен технологией беспилотного вождения с искусственным интеллектом. За один раз «маленький осел» способен перевозить 50 посылок – с таким грузом его заряда хватит на 100 км. При этом погодные условия и наличие сигналов GPS на передвижение робота не влияют.

Ну а работа в сервисах доставки дронов уже никого не удивляет. Так, совсем недавно доставку товаров с помощью беспилотников запустила крупнейшая в США розничная сеть Walmart. Дроны взлетают с посадочной площадки возле магазина и управляются через облако. Они способны преодолевать расстояния до 10 км, неся при этом почти 3 кг груза. Чуть ранее одобрение регулирующих органов США на использование парка дронов для доставки товаров получил и такой гигант, как Amazon.

#доставка #продукты #курьер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (6771) от 23.10.2020 под заголовком «За хлебом пошлем «осла»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.