В Петербурге пройдет первая в России научная конференция «Картина - рама - образ»

Первая в России научная конференция «Картина - рама - образ», посвященная традиционным и современным обрамлениям картин, состоится 11 и 12 ноября в Музее истории Петербурга. Она проводится при поддержке Национального комитета Международного совета музеев (ИКОМ).

В Петербурге пройдет первая в России научная конференция «Картина - рама - образ» | ФОТО Сергея НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Сергея НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

Как сообщила «Санкт-Петербургским ведомостям» Оксана Лысенко, организатор конференции, старший научный сотрудник Русского музея, с докладами на форуме выступят тридцать специалистов из крупнейших музеев России, Франции, США, Германии, Великобритании. Их главная задача - обратить внимание не только профессионалов, но и общественности, что рамы нуждаются в изучении и качественном хранении. Рама как самостоятельный предмет декоративного искусства редко оказывается в фокусе внимания специалистов. Но изредка в мире проходят выставки картинных рам. Две состоялись в России: «Одеть картину» - в 2005 году в Русском музее и «Картина и рама. Диалоги» - в 2014 году в Третьяковской галерее. В 2015-м Лондонская национальная галерея показывала итальянские рамы «Сансовино» XVI века. В 2018 году в Лувре состоялась выставка Regards sur les Cadres.

Во всем мире мало специалистов, изучающих картинные рамы. Им представилась возможность пообщаться в Петербурге. Шарлотт Шастель-Руссо расскажет о лучших рамах Лувра, его коллекция насчитывает 9 тысяч таких предметов XV - XIX веков, из них треть хранятся в фондах, вне картин. Оксана Лысенко изучала две рамы для эрмитажных «Данаи» и «Кающейся Марии Магдалины» Тициана. Екатерина Скворцова поведает о живописной цветочной раме в «Портрете императрицы Елизаветы Петровны» Георга фон Преннера. Алексей Гузанов расскажет о послевоенной реставрации рам в ГМЗ «Павловск».

Марианна Зааль изучает оригинальные рамы художников начала ХХ века из группы «Мост». Как-то ее участник Эмиль Нольде заметил: «Я сам так много раз пробовал работать с рамами всех видов, потому что в обычных гипсовых рамах есть что-то предосудительно фальшивое». Художники «Моста» сами проектировали рамы, вырезали на них орнаменты и тонировали так, чтобы они соответствовали цветам, используемым в живописи.

Завершит конференцию выступление Линн Робертс с предложением загрузить в свободный доступ онлайн-базу данных резчиков, позолотчиков и создателей картинных рам всех типов. Первым шагом в этом направлении станет обращение в ИКОМ о создании международного комитета изучения картинных рам.

#история #форум #конференция #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211(6564) от 11.11.2019 под заголовком «Дама и рама».


Комментарии