В Петербурге прошел студенческий фестиваль национальных культур «Меридианы дружбы»
«Пожилой» и заслуженный ДК железнодорожников на прошлой неделе испытал почти космические перегрузки: там проходил студенческий фестиваль национальных культур «Меридианы дружбы». Во-первых, участников и гостей в залы-холлы набилось, что называется, под завязку, а во‑вторых, вели они себя не тихо-чинно, а напротив — очень даже шумно и активно. Молодые представители разных республик, краев, вузов, национальных объединений и творческих коллективов города на протяжении нескольких часов развлекались, веселились и соревновались, реагируя бурно и радостно на успехи как своих команд, так и чужих. Впрочем, определение «чужой» как‑то не подходит «Меридианам дружбы».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как в этом гвалте, в суете и толчее проходили мастер-классы, требующие усидчивости и тщательности, понять было трудно. Но они проходили и пользовались популярностью.
За одним длинным столом мастерят русские куклы-обереги, за соседним штампиками составляют красивые северные пейзажи, дальше клеят аппликации с шестиконечными звездами Давида и расписывают глиняные тарелочки узбекскими узорами. Над головами обучающихся в режиме нон-стоп гремит музыка и голос ведущей этновикторины, с нижнего этажа доносится пение — там выступает «Гидрохор» (как можно догадаться по названию — вокальный коллектив из Российского государственного гидрометеорологического университета).
К первокурснице этого вуза Эммануэле (она родом из Бенина) выстраивается очередь из барышень, желающих обзавестись оригинальной прической. Она плетет африканские косички как‑то «не по‑русски», укладывая пряди не снаружи вовнутрь, а наоборот — из центра наружу. Но получается очень ловко и быстро. Ее товарищ по команде и учебе Кевин Бойярд с готовностью демонстрирует свою прическу (все волосы закручены в ровные тонкие ряды), на которую Эммануэла потратила около 20 минут, но не расплетать можно будет целый год, уверяет он. Кевин приехал в Петербург из Конго, учится в Гидромете уже четыре года, будущий экономист. Сейчас он спешит: подходит очередь африканцев демонстрировать жюри свои национальные игры и обряды.
Зал, где проходит этот конкурс, традиционно самый шумный, веселый и азартный. Дагестанцы вовлекают публику в игру «Волк и пастух», африканцы — в экзотический танец. Представительство Ямало-Ненецкого автономного округа в Петербурге «Ямал — потомкам!» демонстрирует ловкость оленеводов — тройной национальный прыжок и метание тынзяна (аркана) на хорей (шест, используемый при езде на оленях), затем гулкий бубен зовет потренироваться с эвенкийской палкой нори…
— Здорово ночевали, казаки! — парни и девушки в народных костюмах выносят в центр зала высокую халабуду (колесо, закрепленное на шесте, к ободу привязаны длинные ленты) — показывают, как на юге России играли в «Зарю-заряницу». Они тоже из Гидромета: университет, главный организатор фестиваля, решил нынче выставить две команды, представляющие африканскую и русскую казачью культуры.
А всего в конкурсной программе «Меридианов дружбы» принимают участие десять команд. И, соответственно, десять «продвигаемых» культур: русская, бенинская, узбекская, даргинская, ненецкая, калмыцкая, еврейская, корякская, осетинская, а также культура народов Севера.
Второй по популярности у участников и зрителей фестивальный этап — представление национальных кухонь. Тут вовсе не протолкнуться. Но дежурные по столам и тарелочкам успевают не только раскладывать редкие и порой экзотические вкусности, но и объяснять, что это за блюдо и из чего приготовлено.
Студентка СПбГУ Юля приехала из Амурска, угощает калмыцкими дериками (что‑то вроде пельмешек из баранины и говядины) и бортиками (лепешки, похожие на пышки). Но и то и другое уже заканчивается, зато еще много калмыцкого чая с маслом. Его народ пробует с осторожностью — непривычно.
Вероника и Алана учатся в разных университетах — прокуратуры и экономическом, но обе из Северной Осетии — Алании, а потому и потчуют всех желающих осетинской кашей под названием дзыкка, приготовленной из сыра и муки.
Уже знакомые нам африканцы во главе с Кевином кормят гостей смесью риса с фасолью с острыми ароматными приправами.
Стол сборной Института народов Севера РГПУ им. Герцена — это настоящее рыбно-мясное царство: здесь юкола из горбуши, малосольный чугур, вареная и вяленая оленина.
О родной корякской кухне рассказывает Ольга, студентка Института психологии и социальной работы, она родом из поселка Палана, расположенного на западном побережье Камчатки, у самого Охотского моря:
— Вот нерпичий жир копченый, камбала вяленая, палтус копченый, разные виды малосольной рыбы со специями. А это клыкл — праздничное блюдо. Его готовят на «Хололо» — это праздник окончания летнего промыслового сезона у охотников на морского зверя, так что посвящен он нерпе. Блюдо готовится из вареной рыбы, брусники и нерпичьего жира. Все привезено с Камчатки. И все это мы дома заготавливаем и едим обычно.
Два бравых курсанта Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии представляют блюдо одного из народов Дагестана — даргинского. Это хинкал (мясо, тесто, бульон). Говорят, что готовили сами. Правда, внешне ребята мало похожи на дагестанцев. Интересуюсь, как зовут кулинаров.
— Меня Ваня, его — Коля, — отвечает один из парней.
— А почему вы решили представлять даргинскую кухню?
Иван тут же находится:
— Мы охраняем всю Россию, а Дагестан входит в ее состав. Выбрали даргинскую культуру, потому что она нам кажется интересной и очень близкой.
По-настоящему этот ответ стал понятен уже в зрительном зале, где проходило ключевое фестивальное шоу. Команды пели, танцевали, дефилировали, представляя культуры своих народов. Здесь были и корякский обряд «Хололо», и ненецкий — очищения огнем, и калмыцкий — приветствия, и сразу несколько свадебных — бенинский, узбекский, русский, еврейский и осетинский… А курсанты Института войск национальной гвардии блеснули на фестивальной сцене фланкировкой (фехтование шашкой, саблей) под знойную дагестанскую музыку. Как пояснили сами исполнители, это был обряд, связанный с воспитанием даргинского юноши, настоящего горца. Который воин и защитник — по определению.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (7282) от 24.10.2022 под заголовком ««Меридианы» проходят через Петербург».
Комментарии