В Петербурге представители сферы услуг вынуждены работать подпольно

Починить обувь и сделать стрижку. Отремонтировать одежду или телефон. Обновить маникюр и купить что-то не первой необходимости прямо в магазине. Кажется, из-за продленных запретов все это было горожанам недоступно... На самом деле любую из этих услуг (равно как и многие другие) удавалось получить. Привожу здесь рассказ одного моего пронырливого приятеля, которому можно вполне доверять.

В Петербурге представители сферы услуг вынуждены работать подпольно | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Происходит это так. Звоню, к примеру, в расположенную неподалеку от дома обувную мастерскую. «Работаете? - спрашиваю. - Надо срочно отремонтировать ботинки». «Да, - отвечают. - Приносите - сделаем». Но сразу предупреждают, что оплату принимают исключительно наличными. В соседней мастерской по ремонту одежды тоже не сидят без дела. «Залатать джинсы? А почему нет: приходите - посмотрим, - говорят. - Если случай типичный - на следующий день заберете». И тоже просят платить наличными. А на логичный вопрос: «Почему не по карте?» - поясняют, что формально им работать вроде как не разрешено, поэтому любые официально видимые операции с деньгами могут расцениваться проверяющими как признак деятельности.

Прическу или маникюр тоже не сделаешь удаленно. В этом случае используют совсем другую схему. И она вовсе не замыкается на оказании таких услуг надомно. Среди моих знакомых дам, кстати, нет ни одной, которая уже полтора месяца сидела бы без прически и маникюра, - все обновляют их с завидной регулярностью в то время, как салоны красоты и парикмахерские вроде бы поголовно закрыты. «Хочешь посмотреть, как это происходит? - спросила на днях одна из знакомых. - Поехали со мной».

Приезжаем к одному из салонов в центре города. С улицы все чин чинарем - двери закрыты, а металлические жалюзи опущены. Моя спутница звонит по телефону и говорит: «Мы приехали». Ей коротко объясняют, как попасть в закрытое заведение. Экипированные масками и перчатками, выходим из машины и через арку следуем в типичный петербургский двор. Поворачиваем налево и, набрав код домофона, входим в одно из парадных. Несколько ступеней вверх - и, оказавшись перед дверью в помещения первого этажа, раньше бывшие обычной квартирой, снова звоним. Дверь тут же открывается, и мы быстро заходим. «Вы - в тот зал, а вы - в этот, - после того, как дистанционно была измерена температура, командует встретивший нас мастер. - Принимаем только по одному».

Пока ее коллега ловко орудует ножницами, беседуем с ней о нелегком житье-бытье. «Начиная с апреля мы месяц честно отсидели по домам, - призналась мастер. - Без работы и денег. Кто-то, конечно, и в это время продолжал работать частным образом: если у человека есть постоянные клиенты и они к нему обращаются напрямую, посредник в виде салона зачастую вообще не нужен. Но такие, как я, без него обходиться не могут - вот вместе с хозяйкой и решили потихоньку стричь и красить».

Система, по словам мастера, работает очень просто: услуги оказывают исключительно постоянным клиентам по предварительной записи. И таким образом, чтобы они никак не пересекались. В моем квартале, расположенном между Московским и Измайловским проспектами, а также Обводным каналом и 1-й Красноармейской улицей, в начале апреля нынешнего года предпринимательский «пост» соблюдался очень строго. Не работало ничего. Но через полтора месяца, несмотря на фактическое сохранение карантинных правил, двери не открыл разве что ленивый - за исключением редких кафе и ресторанов в усеченном режиме работают почти все.

Хотите купить косметику? Пожалуйста! Стройматериалы или предметы обихода? Не вопрос. И даже вещи или аксессуары. Главное - по минимуму ввести в ассортимент что-то из предметов первой необходимости. Или сделать вид, что торгуете исключительно навынос и по предварительным заказам. А кто сказал, что для дам помада или сумочка не предмет первой необходимости? Причем как рассказы знакомых, так и личный опыт показывают: некоторые ушлые предприниматели вполне успешно принимают оплату «запрещенных» услуг или товаров и по картам, оформляя покупки как... интернет-заказы.

Интересно было наблюдать и за тем, как вели себя предприниматели во время самоизоляционного «поста». Одни (например, номерные булочные) вовсе не прекращали работу - только лентами ограничили доступ посетителей к местам употребления продукции. Другие - то открывались, то закрывались. А третьи распахнули двери только недавно. Причем если некоторые вовсе не впускают покупателей, продавая товар прямо у входной двери, то другие делают это запросто. Хотя переступать порог заведений общепита вроде как запрещено. «А какие вопросы? У нас ведь сейчас не кафе, а магазин...» - так ответили мне в одном из них. И даже открывшая на днях двери столовая никого уже не удивляет.

Пользоваться этими услугами или нет - дело сейчас скорее не личное, а общественное. Однако, ограничивая жителей города в сервисе, власти должны отвечать и на насущный предпринимательский вопрос о том, почему одним можно, а другим нельзя. Ведь если все делать по уму и с соблюдением мер предосторожности, процедура ремонта обуви или брюк ничем не опаснее, чем аналогичная автоуслуга.

#бизнес #деньги #сфера обслуживания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (6690) от 01.06.2020 под заголовком «Когда нельзя, но... можно».


Комментарии