В Петербурге подвели итоги первого сезона проекта «Гуманитариум»

У старшеклассников из петербургской Академии талантов был завидный интенсив. С одной стороны, лекции и занятия на базе Российской национальной библиотеки, в том числе в лабораториях и хранилищах. С другой — мастер-классы преподавателей из Высшей школы менеджмента СПбГУ, которая официально входит в число лучших бизнес-школ мира. И все для того, чтобы идеи старшеклассников-гуманитариев не остались просто красивыми презентациями.

В Петербурге подвели итоги первого сезона проекта «Гуманитариум» | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Проектная деятельность сейчас входит в Федеральный образовательный стандарт. Подразумевается, что школьники должны не прос­то усвоить какой‑нибудь закон физики, но и освоить его. Например, создать командой некий приборчик. Или не просто что‑то из Достоевского прочитать, а придумать неожиданную «достоевскую» экскурсию. Словом, воплотить знания в продукте.

Проект «Гуманитариум», как считает генеральный директор РНБ Владимир Гронский, — прицел на то, чтобы в Петербурге появился образовательный кластер для так называемых креативных индустрий. Они же — креативная экономика, или экономика знаний. Это когда идея (не важно, где — в архитектуре, моде, научном исследовании, кино и так далее) с помощью новых технологий и проектного мышления наращивает очень высокую добавочную стоимость.

Когда группа молодых и толковых превращает корпус заброшенного завода в душевное общественное пространство — это креативные индустрии. Помешательство мира на южнокорейской поп-группе или сериале — это тоже креативные индустрии: в Южной Корее «наладкой» этих процессов занимались на правительственном уровне. За пару лет до пандемии немцы рапортовали: у них уже тогда креативная экономика давала больше валовой добавленной стоимости, чем химия и энергетика.

В сентябре 2021 года правительство страны утвердило концепцию развития творческих (креативных) индустрий. Как считает Владимир Гронский, ее реализация изменит стратегию развития экономики, трансформирует школьное дополнительное образование в художест­венной и гуманитарной сфере и приведет к «перезагрузке» учреждений культуры.

В первую очередь — библиотек: во всех регионах, на всех уровнях они уже становятся средой для развития местных креативных кластеров — на базе библиотек открываются креативные школы и краеведческие музеи нового образца.

Но если с идеями у гуманитариев отлично, то с умением доводить их до ума, воплощать — хуже. Поэтому партнером РНБ в «Гуманитариуме» стала «негуманитарная» Высшая школа менеджмента СПбГУ. Ее возглавляет Ольга Дергунова, которая в свое время руководила российским представительством «Майкро­софт», была заместителем ми­нистра экономического развития.

Есть несколько универсальных навыков, в отношении которых мир договорился, что они нужны любому специалисту. Вне зависимости от области деятельности, — говорит Дергунова. — В их числе проектное управление, знание цифровых инструментов, навыки командной работы и управления командой. Когда человек выходит из школы в большую жизнь, ему лучше уже иметь навык проектного управления: все столкнутся со сроками исполнения задач, с необходимостью структурировать подход к их решению.

Если человек и не управляет коллективом, он управляет по меньшей мере собой. Он все равно менеджер, пусть и сам себе, если так можно сказать, — полагает директор РНБ.

Сейчас доля креативных индустрий в российской экономике — 2,2 %. К 2030 году правительство намерено довести ее до 6 %, а долю занятых в этой сфере увеличить с 4,6 до 15 %. План того, как это сделать, разрабатывает Минкульт РФ, представят в правительство до 1 марта.

Почему сейчас так активно взялись за поддержку креативных индустрий? Взять хотя бы всероссийский конкурс Art Masters президентской платформы «Россия — страна возможностей»: напомним, состязание должно выявить и поддержать юных и молодых, которые отличились в так называемых бэкстейдж-профессиях — сценаристов, художников-аниматоров, звукорежиссеров, создателей видеоигр и других, которые не на виду.

Ольга Дергунова считает, что внимание к креативным индустриям объясняют два фактора:

Первый — поколенческое изменение. Пришло поколение, которое я называю «неуспокоенными»: им 30 – 35 лет, этим людям не все равно, в каком мире они будут жить, не все равно, как потреблять товары или услуги. Не случайно для них важны вопросы экологии и устойчивого развития. С одной стороны, эти люди достаточно взрослые, чтобы чувствовать себя ответственными: у многих семьи. С другой — активны и хорошо образованны, чтобы уметь правильно систематизировать. Второй фактор — пространственные изменения. Рост городов, увеличение плотности населения, изменение транспортных потоков, ухудшение экологии — все это требует новых, нетиповых, решений. Их ищут в том числе через креативные ­кластеры.

То, что школьный проект начался в библиотеке (которой вроде как полагается быть консервативным учреждением), Ольга Дергунова считает показательным: «Учреждения, которые казались такими незыблемыми, становятся быстро растущими организациями с молодыми коллективами».

Приведу пример из понятной для меня области, — продолжает она. — Банки исторически считались консервативными финансовыми институтами, в которых ничего не происходит. Но последние 15 лет это локомотивы беспрецедентных технологических изменений. И эти изменения определяют поведение сотен миллионов потребителей во всем мире. То же самое происходит, видимо, в гуманитарной области: уважение к книге, к культуре, к знанию приводит к выводу, что умным быть модно.

Ольга Дергунова входит в состав Российского общественного совета развития образования и считает, что «в программе «Приоритет-2030» государство определило главные направления»: выпускник любой ступени образования должен сразу быть готовым качественно работать. Например, владеть цифровыми навыками скоро будет так же само собой разумеющимся, как владеть родным языком.

Важно time to market, время от разработки продукта до его ввода в эксплуатацию. Вот это время нужно сократить максимально. Собственно, почему я, представитель бизнеса, одновременно являюсь директором института в академическом учреждении. Потому что отношения между бизнесом и университетом не должны ограничиваться финансированием, спонсорством. Нужно требования к сотрудникам, которые бизнес формулирует ежедневно, уметь преобразовывать в понятные требования к учебным дисциплинам в вузах, курсам, оценке результатов. Тогда попечители, бизнес будут не теми, кто деньги дает, а теми, кто вовлечен в деятельность университетов и вместе с ними развивается.

Десять лучших участников «Гуманитариума» дошли до защиты своих работ. Сам проект продолжится — есть намерение вывести его за рамки Петербурга.


#наука #образование #школьники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 26 (7109) от 14.02.2022 под заголовком «Довести до ума».


Комментарии