В Петербурге остановки оборудуют электронными табло

Ах эти желтые таблички! Такие привычные, родные и понятные, с вертикально ориентированным перечнем остановок, интервалами движения каждого маршрута, надежно закрепленные над головами ожидающих свой автобус граждан. Прочитать их без труда удавалось даже в метель черными декабрьскими вечерами... Судя по всему, их время уходит.

В Петербурге остановки оборудуют электронными табло | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На смену этим табличкам, разработанным еще в 70-х годах прошлого века ведущими графическими дизайнерами Художественно-промышленной академии имени Штиглица, в скором времени в городе должны прописаться более современные (в представлении петербургских чиновников) навигационные форматы. Ну какие могут быть таблички в XXI веке? Информация о маршрутах и интервалах движения теперь должна размещаться на электронных табло, выполненных в полном соответствии с концепцией единой системы городской навигации.

Эта концепция разработана Смольным в рамках проекта «Твой бюджет». Ее создание стартовало в сентябре прошлого года, в рабочую группу помимо сотрудников комитета по градостроительству и архитектуре вошли представители от Союза дизайнеров – Антон Жданов, Александр Трофимов, Иван Куликов, Давид Авакян, Сергей Дужников и Владимир Корольков. К вопросу они подошли серьезно, без спешки. Собрали информацию о существующих видах городской навигации и потребностях в ней, проанализировали международный и российский опыт.

Одним из основных выводов стало «признание необходимости создания собственной узнаваемой системы визуальных коммуникаций, которая дополняла бы уникальный характер города, не мешая его восприятию, и носила бы ярко выраженный функциональный аспект. Картой должно быть удобно пользоваться, но при этом она должна подчеркивать вкусовую корректность и строгость Петербурга», – говорится об этой работе на сайте Союза дизайнеров. Были разработаны два вида навигационных карт: пешеходной доступности с отображением социальных объектов, объектов культуры и архитектурных доминант и транспортной – с отображением маршрутов общественного транспорта.

Сами создатели описывают свое детище так: «Карты выполнены в темно-синей цветовой гамме, чтобы не вырываться из контекста сдержанной и интеллигентной городской среды. Мы сделали так исходя из того, что светлые улицы, белый шрифт названий учреждений и яркие пиктограммы условных обозначений лучше считываются нашим глазом на темных, контрастных фонах, работая светящимися маячками на световых коробах и поверхностях... У нашей рабочей группы есть уверенность в том, что в итоге получились действительно функциональные и эстетически приятные носители важной городской информации, которые сделают Санкт-Петербург лучше».

Обе карты в тестовом режиме обкатали в октябре 2019-го на остановке у станции метро «Василеостровская», после чего попросили горожан высказать свое мнение о новации в ходе онлайн-голосования на сайте комитета по градостроительству и архитектуре. «По итогам голосования абсолютное большинство участников поддержали представленную концепцию, – сообщил позднее пресс-релиз администрации. – Был также сформирован перечень основных замечаний к картам навигации: жители предлагают добавить в карты некоторые важные для них объекты, а также отмечают необходимость обеспечения постоянной освещенности карт городской навигации».

К сожалению, участие в опросе за неделю приняли всего 117 человек. И среди них, по всей видимости, не было автолюбителей. Ведь каждый водитель, когда-либо пользовавшийся навигатором, знает, насколько хуже читается карта, когда экран переходит из дневного в ночной режим.

Впрочем, тот факт, что темный текст на светлом фоне всегда воспринимается глазом лучше, нежели светлый на темном, вряд ли нуждается в дополнительном экспериментальном подтверждении. И, как бы стильно и элегантно последний вариант ни выглядел, разбирать черное поле со множеством значков, линий и надписей (особенно в темноте и особенно людям со зрением менее 100%) будет куда сложнее, чем при традиционной подаче их на светлом фоне. И уж вовсе невидимой темно-синюю карту сделают банальные блики на защитном стекле...

Между тем уже прошли объявленные «Организатором перевозок» конкурсы ценой почти 16,5 млн рублей на установку пилонов по 182 адресам. Новые конструкции должны появиться на остановках в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском, Василеостровском и других районах уже к 10 декабря. Пока это будут не высокоученые электронные устройства, а плакаты, напечатанные на пленке. Но их дизайн аналогичен – это темно-синий ночной город, вид сверху...

Многообещающие нововведения на остановках для петербуржцев дело привычное. Начиная с 2015 года разнообразные табло, информирующие о скором приходе автобуса или троллейбуса, с определенной периодичностью появлялись на улицах Петербурга. Некоторое время, на радость горожанам, они работали, а потом безнадежно погасали и исчезали вовсе.

Новое – оно нередко бывает таким... Неудобным. Ненадежным. Может, расставляя «эстетически приятные носители информации в интеллигентной городской среде», нам все же не торопиться снимать со столбов старые добрые желтые таблички – заметные, простые и понятные людям?

#транспорт #остановки #пассажиры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (6819) от 03.12.2020 под заголовком «Белым по черному».


Комментарии