В Петербурге начался конкурс на звание лучшего водителя троллейбуса

Троллейбус стартует с места, пролетает над двумя рядами кубиков и встает как вкопанный (визг тормозов — и резина задымилась). Затем проскальзывает змейкой между расставленных конусов-фишек, пугающе наклоняясь на поворотах и, кажется, рискуя сорваться с «привязи», на скорости объезжает близко расположенные препятствия – «колодцы»... Задом с поворота просачивается в «бокс» из расставленных штанг, оставляя с обеих сторон одинаковые зазоры буквально в несколько сантиметров... Наблюдать вблизи за такими пируэтами степенных и смирных в обычной жизни «рогатых» непривычно и даже как-то страшновато.

В Петербурге начался конкурс на звание лучшего водителя троллейбуса | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Но ничего опасного нет: это водители «Горэлектротранса» соревнуются в мастерстве на специально оборудованном полигоне на Сызранской улице. Там, откуда 85 лет назад вышел в рейс первый лениградский троллейбус.

Трасса не длинная, посты с экспертами, оценивающими качество прохождения каждого этапа, расположены близко друг от друга. Всего их десять, по количеству упражнений: старт, ремонтная канава, въезд задним ходом в бокс, остановочный пункт, объезд колодцев, движение по кривой малого радиуса (объезд препятствия), змейка, коридор, еще один бокс и финиш.

– Мы каждый год стараемся что-то усовершенствовать, придумать новое, – говорит главный судья соревнований начальник службы безопасности движения ГЭТ Максим Лагуткин. – Перед финишем нынче добавлен еще один бокс, из которого надо выехать задним ходом по диагонали, не зацепив условные «стены» и объехав расставленные конусы. Без тренировок такое выполнить очень сложно. Еще мы добавили параллельный спринт: два троллейбуса одновременно стартуют и параллельно объезжают препятствия. Побеждает тот, кто придет первым.

А вот конкурс на комфортное вождение («Не урони бабушку» или «Не пролей воду») нынче не стали проводить.

В этом году сделали акцент не на плавность хода, а на выполнение участниками упражнений усложненной трассы. Объезд, движение в узких местах – все это гораздо важнее для города. При этом наши задания требуют постоянной работы с зеркалами, они нацелены на то, чтобы водитель постоянно смотрел за дорожной ситуацией. Необходимо, чтобы на маршруте он сразу мог заметить неожиданно появившегося рядом с троллейбусом участника движения – например, человека на велосипеде, электросамокате или сегвее.

Известную пословицу на этом конкурсе можно перефразировать так: «Поспешишь – людей восхитишь». Штрафные очки здесь получают не только за ошибки и сбитые колышки, но и за каждую лишнюю секунду, потраченную на прохождение трассы. Чем быстрее, тем больше шансов на победу. Обычное время – 6 – 7 минут, но бывают и рекорды.

– Вы слышали – Первый парк за 3 минуты 48 секунд проехал? – обсуждают на старте. – Правда, он на финише посбивал все, что было можно, но это же был тренировочный заезд...

– Время хорошее, но ошибок наделал, – недоволен собой автор рекорда – водитель этого парка Олег Остапенко. – Лучше бы помедленнее, но аккуратнее.

Конкурс1_Юш-И.jpgФОТО АВТОРА

Из Первого троллейбусного парка в городском этапе состязаний участвуют шестеро. Кстати, этот парк – самый большой в Европе, в нем работают 650 водителей.

– Изначально у нас около полусотни человек вызвались пойти на конкурс, реально подготовились 30 – и с ними уже занимались наставники, – рассказывает Ольга Рубцова, заместитель директора Первого троллейбусного парка по организации перевозок. – Правила дорожного движения у нас водители знают отлично, а вот теоретические вопросы по устройству троллейбуса не всем хорошо даются...

По словам Рубцовой, водительский конкурс в последние годы сильно «помолодел»:

– Раньше возраст участников был 40 – 45 лет и даже порой к пятидесяти, сейчас же все молодые, лет по 25 – 30, – рассказывает Рубцова. – А профессиональный уровень при этом высокий даже у водителей с небольшим стажем.

Не сделала ни одного промаха в пробном заезде Ирина Ищенко из этого же парка. И время показала неплохое – 5 минут 10 секунд.

– Все зависит от того, удастся ли тебе с эмоциями справиться, – говорит Ирина. – В принципе у нас все это отработано, но, если начнешь волноваться, сложно будет выполнить даже самое простое упражнение.

– Стимулом к участию в конкурсе у ребят является желание побыстрее перейти на следующую профессиональную ступень, с прибавкой в заработке, – поясняет Ольга Рубцова. – По положению, водителю надо три года отработать без нарушений и ДТП, после чего его посылают на курсы для повышения разряда. А по итогам конкурса занявшим три первых места следующий разряд присвоят автоматически, вошедшие в десятку лучших смогут повысить его досрочно.

Но до подведения итогов – еще день испытаний. Для второго дня конкурса организаторы подготовили задание-сюрприз: в честь 85-летия петербургского троллейбуса участникам придется пройти трассу на «ЗиУ-5» – бирюзовом ретротроллейбусе 1967 года выпуска из коллекции Музея городского электрического транспорта. Конечно, гонок на «старичке» не предусмотрено: достаточно того, что водители просто проедут на нем.

А вымпелы, которые получат победители и призеры, разместят в кабинах троллейбусов. Чтобы пассажиры знали: их везет лучший водитель.

#троллейбус #конкурс #водитель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (6927) от 20.05.2021 под заголовком «Гонки на привязи».


Комментарии