В Петербурге могут возродить аквабусы
Завершившаяся неудачей попытка запуска аквабусов может иметь продолжение - об этом было заявлено во время дискуссии, инициированной Экспертным клубом Петербурга. Но возрождать их в виде общественного транспорта, ориентированного на перевозку пассажиров по прежним маршрутам, никто, похоже, уже не собирается.
Аквабусам никак не найти свое место на Неве. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Тот факт, что развитие водного общественного транспорта в Петербурге, имеющего около 300 километров «дорог» по рекам и каналам, хотя бы теоретически возможно, подтверждает зарубежный опыт (Амстердама, Венеции и др.). Есть и довольно удачные примеры таких российских городов, как Севастополь или Мурманск. Но шесть навигаций, в течение которых северная столица пыталась встроить аквабусы в систему общественного транспорта, к успеху не привели: ничего, кроме убытков бюджету, идея не принесла.
За 6 лет эксплуатации (с 2010 года) аквабусы перевезли более миллиона пассажиров, однако если в 2011-м их услугами воспользовались около 454 тысяч человек, то затем пассажиропоток стал быстро падать.
Причины казались чисто экономическими: поначалу поездка обходилась пассажирам всего в 54 рубля, но потом стоимость проезда дошла до 300. И это объяснимо: в период с 2011-го по 2013-й власти города активно поддерживали проект рублем (на субсидии перевозчикам, организовавшим движение аквабусов по нескольким линиям, из бюджета было выделено свыше 200 миллионов), а затем объем субсидирования постепенно снижался. И к 2016-му упал до нуля. А поскольку платить из своего кармана за ставшие убыточными перевозки по воде никто не захотел, аквабусы тихо ушли на покой. «Один до сих пор стоит у нас на стоянке: может, есть желающие его купить?» - на всякий случай спросил у участников обсуждения Вячеслав Поляков, главный инспектор по безопасности на водах ВОСВОД. Но таковых не нашлось.
Мнения экспертов по этому поводу разные. Однако никто не спорит с тем, что без поддержки бюджета аквабусы в виде общественного транспорта выжить в Петербурге не смогут. «В основном пассажиропотоки в городе движутся между центром и «спальными» районами, - пояснил эксперт по транспорту проекта «Урбаника» Илья Резников. - И аквабус как проект умер не только потому, что водный транспорт движется медленно и стоит дорого: это случилось и оттого, что его маршруты и остановки не соответствовали пассажиропотокам, которые он мог бы обслуживать».
А еще идею губит сезонность: людям надо перемещаться внутри города круглый год, а аквабусы ходили только в навигацию - всего несколько месяцев. Говорить об аквабусе как виде общественного транспорта можно только с натяжкой: конкурировать с другими его видами ни по стоимости, ни по разнообразию маршрутов он не может, считают целый ряд экспертов. И убеждают, что даже в лучшие годы этим видом транспорта пользовались не столько петербуржцы, сколько приезжие - в экскурсионных целях. А другие специалисты уверены: если речь идет о маршрутах в Кронштадт, Петергоф или Стрельну, а власти будут субсидировать перевозки, аквабусы в Петербурге все же могут существовать.
Однако даже в этом случае их экономику все равно исправить трудно: добираться по земле из центра Петербурга до того же Кронштадта или Петергофа дольше, но в разы дешевле, чем по воде. Ведь стоимость проезда в наземном транспорте сейчас не превышает 50 рублей, а «полет» на «Метеоре» или «Комете» в Петергоф стоит от 500... Даже если ехать с пересадкой - впятеро дороже. В связи с чем и Илья Резников, и другие эксперты полагают, что возродить движение аквабусов можно только в случае, если из системы общественного транспорта они переместятся в туристический сектор. Правда, тоже с оговорками.
«Не могу не согласиться с мнением о том, что развитию аквабусов помешала не только дороговизна перевозок, но и не совпадающая с интересами основной массы пассажиров маршрутная сеть, - полагает эксперт Алексей Цивилев, специально изучавший эту проблему. - Я вижу вероятность возрождения аквабусов только в виде системы социального туризма». Он пояснил, что в этом случае субсидируемые аквабусные перевозки будут осуществляться фактически по туристическим маршрутам (например, по Фонтанке и другим рекам и каналам города), а правом воспользоваться ими наделят только петербуржцев.
«Чтобы получить услугу, надо будет показать паспорт с регистрацией в городе», - добавил Цивилев. И это, по его мнению, справедливо: если бюджет Петербурга платит перевозчикам субсидии, пользоваться льготой могут лишь жители города. «Иначе получится так, что китайцы или другие туристы, желающие сэкономить, будут ходить на этих аквабусах в то время, как платить за них станет питерский бюджет», - резюмировал эксперт. Так, как это и было ранее...
Но и такая идея оказалась небезупречной. Ведь очевидно, что регулярные аквабусные перевозки, осуществляемые даже в рамках социального туризма, пересекутся с интересами коммерсантов, действующих на том же поле. Не секрет, что прогуляться по воде в городе отправляются не только его гости - сами петербуржцы тоже не прочь полюбоваться его видами. И, получив право на аквабусные льготы, они вряд ли пойдут к коммерсантам - зачем за одно и то же платить больше? В результате, дополнительно потратившись на содержание аквабусов, город может потерять и в налогах с коммерческих компаний, осуществляющих экскурсии для туристов.
Таким образом, аквабусы в Петербурге могут появиться вновь, но произойдет это только при соблюдении целого ряда условий. И различных «если» здесь так много, что в реальности возрождение аквабусных перевозок в том или ином виде остается под большим вопросом.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (6514) от 30.08.2019 под заголовком «Аквабусы вернутся?».
Комментарии