В Петербурге могло появиться продолжение среднего «адмиралтейского луча»

Этот масштабный градостроительный замысел остался на бумаге: через Волковское православное кладбище и Волкову деревню должно было пройти продолжение среднего «адмиралтейского луча» — нынешней Гороховой улицы, в ту пору улицы Дзержинского.

В Петербурге могло появиться продолжение среднего «адмиралтейского луча»  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В 1930‑х годах этот проект казался как никогда близким к осуществлению. Продолжение улицы Дзержинского, в проектных предложениях именовавшееся проспектом, должно было дойти до Колпина. «Исторически Петербург двигался главным образом на юг», — отмечал архитектор Лев Ильин, руководивший разработкой Генерального плана развития Ленинграда 1935 года, подчеркивая, что именно в этом русле лежит и планируемое ныне «движение на юг».

«Новая магистраль Дзержинского, если брать ее от Адмиралтейства, это почти 25 км по прямой линии, шириной в существующих час­тях в 20 – 25 м, при проходе через реконструируемые части в 40 м, в новых частях — в 90 – 100 м; в последних с более свободной обстройкой», — отмечал Ильин в публикации 1937 года. Архитектор указывал, что улица Дзержинского должна стать цельным архитектурным сооружением и превратиться в проспект: «Отношение кварталов и акцентирующих частей — узлов, перекрестков, площадей, а также размещение доминирующих построек будут приведены в большую стройность, чем на проспекте 25-го Октября (так в то время назывался Невский. — Прим. ред.), хотя и последний является хорошей магистралью…».

Схема проспекта Дзержинского к тому времени уже была составлена, и на аэрофотосъемке 1939 года видно, что через Волковское кладбище по трассе будущего проспекта проложена просека. Можно предположить, что если бы не Великая Отечественная ­война, то проект этой магистрали был бы осуществлен. Более того, от него не отказывались и после нее. Об этом свидетельствует тот факт, что несколько жилых домов в бывшей Волковой деревне, построенных в 1950‑х годах, возвели как раз по красной линии будущего проспекта. Теперь они выходят на тополиную аллею (на снимке).

По трассе несостоявшегося проспекта Дзержинского проходит ныне Софийская улица в Купчине. Так что, как отмечает краевед Денис Шаляпин, не следует думать, что ее продление до Колпина — это проект XXI века. Нет, все это уже было в планах «Большого Ленинграда» начала 1930‑х годов.


#проект #строительство #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (7430) от 06.06.2023 под заголовком «Средний луч до Колпина доведет».


Комментарии