В Петербурге эксперты обсудили ход экспедиции барка «Седов»

Участники ежегодной конференции «День Арктики в Президентской библиотеке» (этот форум проходит там с 2012 года), приехавшие из разных регионов России, обсудили в онлайн-формате среди прочих вопросов ход экспедиции барка «Седов», собирающегося отметить в нынешнем году свое 100-летие. В конце прошлого года на завершающем этапе кругосветки это учебное судно впервые в истории мореплавания (не считая ледоколов) прошло трассу Севморпути за одну навигацию. Юбилею этого парусника, принадлежащего Росрыболовству, посвящена также выставка, открывшаяся в Музее Мирового океана (город Калининград).

В Петербурге эксперты обсудили ход экспедиции барка «Седов» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В кругосветном плавании, приуроченном к двум большим датам - 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Великой Победы, принимал участие весь учебно-парусный флот Росрыболовства - суда «Паллада», «Крузенштерн» и «Седов», на которых проходят практику будущие моряки. Встретившись в южной части Атлантики, два учебных барка и фрегат устроили 200-мильную регату и отправились дальше по курсу.

Но потом разразилась пандемия, зарубежные порты оказались для судов недоступны, и парусникам пришлось изменить планы. Один из них, четырехмачтовый барк «Крузенштерн», отправился сразу на Балтику, а два других пошли во Владивосток – место приписки фрегата «Паллада», где на «Седове», крупнейшем в мире учебном паруснике, должна была смениться команда.

«И тут встал вопрос, как нам возвращаться в Калининград, – вспоминает Михаил Новиков, капитан-наставник «Седова». – Следовать через Панамский канал, заходя в порты для пополнения запаса топлива, воды и продуктов, из-за пандемии ведь было нельзя. Для обсуждения этого вопроса в Росрыболовстве создали рабочую группу, куда вошли представители Росатома, в чьем ведении находится ледокольный атомный флот, и других ведомств. Решено было все же изменить курс».

Четырехмачтовый барк, на борту которого были 60 членов экипажа, 120 курсантов и ученые, 19 августа отправился в полярные широты (до него этим путем прошло в конце XIX века только китобойное судно «Вега», хотя ему потребовалось зимовать в северной части Чукотки). Правда, «Седов» плавал в арктических водах уже дважды, совершив там две экспедиции, с заходом на Шпицберген и архипелаг Земля Франца-Иосифа, в 2006-м и 2010-м.

К тому же это учебное судно, оснащенное мощным современным двигателем и способное двигаться без парусов, могло пройти такой маршрут до октября, когда в северной части трассы, проливе Вилькицкого, начнется образование льда. Обследовав наружную обшивку и конструкции барка, специалисты выдали заключение, что они соответствуют ледовому классу Ice1.

Однако на судне пришлось установить дополнительное радиооборудование и закупить для всего экипажа теплую одежду. Все, кто был на борту парусника, прошли специальную подготовку (плавание в высоких широтах строго регламентировано), обучившись маневрировать, следуя за ледоколом, искать полыньи для прохода и т. д. А Росатомфлот обещал обеспечить «Седову» в случае необходимости ледокольную поддержку.

«Погода благоволила нашему путешествию, – рассказал капитан-наставник, – до Мурманска барк прошел под парусами больше 600 миль. Так мы миновали Чукотское море, где было чуть выше нуля, и часть Восточно-Сибирского. С чистой водой тоже повезло – не помешали судну ни льды, ни айсберги. Экипаж ежедневно получал информацию от «Атомфлота» и администрации Севморпути об обстановке на сложных участках пути, в проливах Лонга и Вилькицкого, где встреча со льдами была наиболее вероятна».

В Карском море столбик термометра стал резко падать. Получив штормовое предупреждение, судно зашло в порт «Сабетта» на несколько дней раньше срока (до этого барк побывал в двух портах на Чукотке – в Певеке и поселке Эгвекинот). Затем парусник достиг Мурманска, откуда и направился в порт приписки, завершив там в конце ноября свое кругосветное плавание. За это время судно прошло более 35 тыс. морских миль, пересекло четыре океана и тринадцать морей, посетив 16 портов в десяти странах.

Вернувшись, парусник встал на доковый ремонт в Светловский судостроительный завод, находящийся недалеко от Калининграда, чтобы подготовиться к своему вековому юбилею. Там судну вернули исторический белый цвет, обновили обшивку, гребной винт, рангоут (устройства для постановки парусов) и такелаж, в целом переоснастили, переделав при этом некоторые общие помещения.

А многие предметы из коллекции, собранной в ходе исследовательской работы, которая не прекращалась на «Седове» за все время его плавания (в научную группу входили два сотрудника Музея Мирового океана – Евгений Машковский и Павел Матвиец), попали на выставку, отражающую основные этапы кругосветки: образцы растений и горных пород, рисунки, фотографии и др.

#корабли #навигация #плавание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 36 (6874) от 03.03.2021 под заголовком «Полярные мили «Седова»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.