В Петербурге эксперты обсудили ход экспедиции барка «Седов»
Участники ежегодной конференции «День Арктики в Президентской библиотеке» (этот форум проходит там с 2012 года), приехавшие из разных регионов России, обсудили в онлайн-формате среди прочих вопросов ход экспедиции барка «Седов», собирающегося отметить в нынешнем году свое 100-летие. В конце прошлого года на завершающем этапе кругосветки это учебное судно впервые в истории мореплавания (не считая ледоколов) прошло трассу Севморпути за одну навигацию. Юбилею этого парусника, принадлежащего Росрыболовству, посвящена также выставка, открывшаяся в Музее Мирового океана (город Калининград).

ФОТО pixabay
В кругосветном плавании, приуроченном к двум большим датам - 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Великой Победы, принимал участие весь учебно-парусный флот Росрыболовства - суда «Паллада», «Крузенштерн» и «Седов», на которых проходят практику будущие моряки. Встретившись в южной части Атлантики, два учебных барка и фрегат устроили 200-мильную регату и отправились дальше по курсу.
Но потом разразилась пандемия, зарубежные порты оказались для судов недоступны, и парусникам пришлось изменить планы. Один из них, четырехмачтовый барк «Крузенштерн», отправился сразу на Балтику, а два других пошли во Владивосток – место приписки фрегата «Паллада», где на «Седове», крупнейшем в мире учебном паруснике, должна была смениться команда.
«И тут встал вопрос, как нам возвращаться в Калининград, – вспоминает Михаил Новиков, капитан-наставник «Седова». – Следовать через Панамский канал, заходя в порты для пополнения запаса топлива, воды и продуктов, из-за пандемии ведь было нельзя. Для обсуждения этого вопроса в Росрыболовстве создали рабочую группу, куда вошли представители Росатома, в чьем ведении находится ледокольный атомный флот, и других ведомств. Решено было все же изменить курс».
Четырехмачтовый барк, на борту которого были 60 членов экипажа, 120 курсантов и ученые, 19 августа отправился в полярные широты (до него этим путем прошло в конце XIX века только китобойное судно «Вега», хотя ему потребовалось зимовать в северной части Чукотки). Правда, «Седов» плавал в арктических водах уже дважды, совершив там две экспедиции, с заходом на Шпицберген и архипелаг Земля Франца-Иосифа, в 2006-м и 2010-м.
К тому же это учебное судно, оснащенное мощным современным двигателем и способное двигаться без парусов, могло пройти такой маршрут до октября, когда в северной части трассы, проливе Вилькицкого, начнется образование льда. Обследовав наружную обшивку и конструкции барка, специалисты выдали заключение, что они соответствуют ледовому классу Ice1.
Однако на судне пришлось установить дополнительное радиооборудование и закупить для всего экипажа теплую одежду. Все, кто был на борту парусника, прошли специальную подготовку (плавание в высоких широтах строго регламентировано), обучившись маневрировать, следуя за ледоколом, искать полыньи для прохода и т. д. А Росатомфлот обещал обеспечить «Седову» в случае необходимости ледокольную поддержку.
«Погода благоволила нашему путешествию, – рассказал капитан-наставник, – до Мурманска барк прошел под парусами больше 600 миль. Так мы миновали Чукотское море, где было чуть выше нуля, и часть Восточно-Сибирского. С чистой водой тоже повезло – не помешали судну ни льды, ни айсберги. Экипаж ежедневно получал информацию от «Атомфлота» и администрации Севморпути об обстановке на сложных участках пути, в проливах Лонга и Вилькицкого, где встреча со льдами была наиболее вероятна».
В Карском море столбик термометра стал резко падать. Получив штормовое предупреждение, судно зашло в порт «Сабетта» на несколько дней раньше срока (до этого барк побывал в двух портах на Чукотке – в Певеке и поселке Эгвекинот). Затем парусник достиг Мурманска, откуда и направился в порт приписки, завершив там в конце ноября свое кругосветное плавание. За это время судно прошло более 35 тыс. морских миль, пересекло четыре океана и тринадцать морей, посетив 16 портов в десяти странах.
Вернувшись, парусник встал на доковый ремонт в Светловский судостроительный завод, находящийся недалеко от Калининграда, чтобы подготовиться к своему вековому юбилею. Там судну вернули исторический белый цвет, обновили обшивку, гребной винт, рангоут (устройства для постановки парусов) и такелаж, в целом переоснастили, переделав при этом некоторые общие помещения.
А многие предметы из коллекции, собранной в ходе исследовательской работы, которая не прекращалась на «Седове» за все время его плавания (в научную группу входили два сотрудника Музея Мирового океана – Евгений Машковский и Павел Матвиец), попали на выставку, отражающую основные этапы кругосветки: образцы растений и горных пород, рисунки, фотографии и др.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 36 (6874) от 03.03.2021 под заголовком «Полярные мили «Седова»».
Материалы рубрики
Из Кронштадта в Петербург вновь начнут курсировать «Метеоры»
Развели на 59 градусов. В Петербурге открылась навигация по Неве
Ледоколы спасли Петербург от наводнения
Самое читаемое



Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.
Комментарии