В Петербурге блокадники просят разобраться в положенных им льготах

Пришло письмо от группы блокадников из Кировского района, центральной темой которого были льготы, установленные для этой категории граждан. Инициатором написания письма была Людмила Александровна Тимофеева, 1939 года рождения, имеющая знак «Жителю блокадного Ленинграда».

В Петербурге блокадники просят разобраться в положенных им льготах | Фото: Pixabay / Evgeny

Фото: Pixabay / Evgeny

Дополнительно она рассказала про обширную переписку с разнообразными властными структурами: от президентской администрации до муниципальных депутатов. Ни одна из инстанций, как считает Людмила Александровна, так и не смогла вразумительно растолковать, как рассчитывается ЕДВ (единовременная денежная выплата) для блокадников и какие именно льготы в ней сокрыты.

В особенности ее интересовало, заложены ли в ЕДВ деньги на проезд в городском транспорте.

Авторы письма также выражали надежду на скорейшую реформу системы получения льгот. Как пояснила Людмила Александровна, речь идет о желании вернуть бесплатный проезд по ветеранским удостоверениям, а не по льготным карточкам, которые, как пишет группа блокадников, еще нужно оформить, предварительно отстояв очередь к окошечку в метро.

Было обидно видеть в этом письме две жуткие аббревиатуры - ВОВ и ЖБЛ - которые, увы, прочно вошли в повседневный язык не только чиновников, но и самих ветеранов. Эти неблагозвучные сокращения как будто ставят во главу угла подсчеты, отчеты и строки бюджета, а не самоуважение жителей блокадного Ленинграда и не уважение к тем, кто действительно все пережил и все помнит.

На этом, пожалуй, завершим с эмоциями и перейдем к размышлениям о материальном обеспечении блокадников, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Казалось бы, о льготах для них всем давно все известно. Ан нет. Изредка требуются повторные разъяснения. Кстати, их можно получить в индивидуальном порядке и в районных управлениях ПФР.

Блокадники, как гласит федеральное законодательство, являются ветеранами войны. Размер и правила выплат для них установлены ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», «О ветеранах», «Об инвалидах».

Эти граждане имеют право получать одновременно и трудовую пенсию (страховую по старости), и пенсию по инвалидности. Размер первой определяется на общих основаниях: в зависимости от стажа, заработной платы, условий труда и т. д. Пенсия по инвалидности - повышенная. Для награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» с первой группой - 200% социальной пенсии, второй - 150%, третьей - 100%. Ныне размер социальной пенсии составляет 5034,25 руб.

Федеральный бюджет погашает часть квартплаты блокадников (50% от нормативного платежа), часть взносов на капремонт. Дает новые квартиры, если гражданин в этом нуждается. В законе «О ветеранах» блокадникам со знаком «Жителю блокадного Ленинграда» посвящена 18-я статья.

Блокадники без знака - региональные льготники. Их именуют гражданами, проживавшими или родившимися в Ленинграде с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. По аналогии с федеральным законодательством, городской Социальный кодекс предусматривает ежемесячную доплату тем из них, кто признан инвалидом: первой группы - 10 тыс. руб., второй - 7,5 тыс., третьей - 5 тыс. Как видно, городские суммы меньше федеральных. Хотя - сопоставимы.

Помимо этого есть и другие выплаты как из федерального, так и из городского бюджета. Стоит, наверное, напомнить, что до 2005 года все ветераны получали набор натуральных бесплатных услуг. К примеру, тот же проезд в городском транспорте по удостоверению. А в 2005 году произошла монетизация. То есть все натуральные меры соцподдержки (проезд, отдых, компенсация квартплаты и проч.) были переведены в деньги. С тех пор их каждый месяц перечисляют на тот же счет, что и пенсию. А гражданин сам решает, на что их потратить. (Кстати, он всегда может заявить, что те или иные меры поддержки все же хочет получать в натуральном виде: лекарства, а не деньги за них; путевку в санаторий - а не ее денежный эквивалент...)

Льготы, превратившиеся в деньги, с тех пор называются ЕДВ (единовременная денежная выплата). После ее индексации, произошедшей в феврале 2020 года, обладатель знака «Жителю блокадного Ленинграда» получает по 3062 рубля из федерального бюджета. В этой сумме заложены монетизированные льготы: обеспечение лекарствами по рецепту, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно. Как видно, бесплатного проезда по городу в составе федеральной ЕДВ нет. Такая льгота устанавливается лишь на региональном уровне исходя из возможностей субъекта Федерации.

Городской бюджет Петербурга пытается не отстать от федерального, обеспечивая «своих» блокадников, не награжденных соответствующим знаком. С 1 января 2020 года они могут получать ЕДВ в сумме 3 тыс. руб. Но, если гражданин уже числится в какой-либо другой льготной категории - труженик тыла, реабилитированный, ветеран труда, ветеран военной службы, пенсионер, имеющий длительный трудовой стаж, пенсионер, родившийся с 22.06.1928 по 03.09.1945, - для оформления «блокадной» ЕДВ ему придется отказаться от выплат, которые он получает по другим основаниям. В том числе по федеральному законодательству.

Правило было, есть и будет неизменным: льготы не суммируются; имея несколько оснований для их получения, придется выбирать что-то одно. Вот и в данном случае то же самое. Так что, прежде чем принять решение и пойти писать заявление, стоит посчитать-поразмыслить.

Про бесплатный или частично платный проезд. Блокадники-регионалы ежемесячно получают возмещение оплаты проезда в городском транспорте. В 2020 году эта сумма составляет 624 рубля. Они могут оформить единую именную карточку и направлять туда проездные деньги. А могут получать их на пенсионный счет, а ездить по «Подорожнику», лично пополняя его.

В течение дачного сезона (с 27 апреля по 31 октября) «регионалы» платят в пригородных автобусах 10% реальной стоимости проезда. Правда, в последнем случае речь идет лишь о тех перевозчиках, с которыми Смольный сумел заключить соответствующий договор.

Награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» тоже могут получить права на эти выплаты. Но для этого им придется отказаться от федеральной ЕДВ, которая в сумме всегда была выше, нежели городская. Стоит ли игра свеч? Очевидно, что не стоит.

Кроме уже упомянутых сумм блокадники - как федеральные, так и региональные - наравне со всеми пенсионерами ездят на электричках круглый год по бесплатным билетам, которые каждый раз нужно оформлять в железнодорожной кассе.

Как известно, ничего бесплатного в мире не существует. Ветераны - да - не платят или платят частично. Зато платит бюджет. И чтобы доподлинно знать, сколько город должен железнодорожникам, автобусникам или социальным таксистам, необходим учет в виде билетов. Если граждане будут проходить в метро по удостоверениям, то какой счет выставит бюджету метрополитен?

Впрочем, самим блокадникам лучше всех известно содержимое своего кошелька. По данным комитета по соцзащите, в Петербурге носители знака «Жителю блокадного Ленинграда» получают как минимум 32 - 35 тысяч рублей в месяц (в среднем - более 40 тысяч). Чуть меньше - у блокадников без знака. Разумеется, ни у кого язык не повернется сказать, что это совершенно достаточная сумма...

#блокадники #льготы #выплаты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (6659) от 13.04.2020 под заголовком «Блокадники со знаком и без».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.