В Павловском парке воссоздадут утраченное здание вокзала

В Павловском парке готовятся к большому воссозданию. По инициативе «Российских железных дорог» на свое историческое место может «вернуться» здание вокзала, утраченное в годы войны.

В Павловском парке воссоздадут утраченное здание вокзала | ФОТО автора

ФОТО автора

Первая в Российской империи железная дорога хотя и называлась Царскосельской, связала Петербург не только с Царским Селом, но и с Павловском. Станцию расположили прямо на территории парка, для чего в нем пришлось рубить просеку. А чтобы увеличить пассажиропоток, при станции построили здание концертного зала с гостиницей. Предполагалось, что жителей столицы привлекут «приятный отдых и разумные развлечения на лоне природы Павловского парка», концертный зал назвали на английский манер воксалом. Позже это слово «русифицировалось» до вокзала и изменило свой смысл — теперь так называют крупные железнодорожные станции.

Проект здания в Павловском парке разработал архитектор ­Андрей Штакеншнейдер. Оно состояло из круглой «прихожей», зала для обедов, балов и концертов, двух маленьких залов по сторонам, двух зимних садов. В двух флигелях было по сорок гостиничных комнат для приезжающих и по 12 комнат для хозяина гостиницы с прислугой. Специальный проход соединял здание вокзала с железнодорожной платформой.

Здание было открыто вместе с железной дорогой в 1837 году, через семь лет сгорело, но довольно быстро его восстановили. Здесь выступали Шаляпин, Собинов, Прокофьев, Кшесинская и многие другие. В годы Великой Отечественной войны вокзал и железнодорожный перегон, который шел к нему из Тярлева, были разрушены — от комплекса зданий сохранились фонарь, чаша фонтана и вокзальная кухня. В музее-заповеднике «Павловск» на протяжении нескольких лет хотели воссоздать вокзал, было немало разных презентаций и мероприятий на эту тему. Увы, безрезультатно…

И вот недавно стало известно, что интерес к проекту проявило ОАО «Российские железные дороги». На Петербургском международном экономическом форуме в июне компания представила концепцию воссоздания, специально для стенда на 3D-принтере распечатали макет вокзала. Он заметно отличается от того, с которым в свое время знакомили музейщики. В частности, железнодорожные пути снова хотят завести в парк. Сотрудница стенда в фирменной униформе РЖД, правда, отметила, что прокладка железной дороги — лишь одно из предложений. Вполне возможно, что работы по воссозданию ограничатся только павильоном, чтобы использовать его как культурный центр.

Но прозвучали и более глобальные предложения — например, об удлинении детской железной дороги от станции Детскосельская в Пушкине до Павловского вокзала.

Впрочем, никакой ясности по срокам на форуме не дали. Не прояснили их и позже, после письменного обращения. «Возможность восстановления исторического Павловского вокзала обсуждается при участии государственного музея-заповедника «Павловск», властей Санкт-Петербурга и «РЖД», — сообщили на Октябрьской железной дороге.

Воссоздание знаковых нерелигиозных объектов прошлого в Северной столице и пригородах происходит крайне редко. Много лет обсуждаются идеи строительства новоделов Екатерингофского дворца и павильонов в парке «Екатерингоф», Английского дворца в Английском парке Петергофа, а также Нижней дачи в другом петергофском парке — «Александрия». Недавно стало известно, что готовятся к воссозданию дореволюционного дома, до 1970‑х годов стоявшего в Павловске на углу Конюшенной и Гуммолосаровской улиц.

#парки и скверы #Павловск #воссоздание #исторические здания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (7205) от 07.07.2022 под заголовком «На вокзал за музыкой».


Комментарии