В Ленобласти заработал первый в стране топливный терминал с автоматическим учетом
Топливный терминал, появившийся недалеко от поселка Гладкое (Тосненский район Ленобласти), вошел в число рекордсменов по объемам перевалки. Но не это самое примечательное в объекте, способном принимать и хранить до 1 млн тонн нефтепродуктов в год, который на днях ввела в строй газпромовская петербургская «дочка» «Газпром нефть». Это первая в нашей стране нефтебаза, построенная на основе цифровой модели, где все процессы контролирует автоматика, и на автозаправки Северо-Западного региона оттуда будет поступать топливо гарантированно высокого качества.
ФОТО АВТОРА
Когда нефтяники зашли на этот участок, у них и в мыслях не было строить необыкновенный перевалочный комплекс. Они просто хотели отказаться от арендованных нефтебаз («Ручьи», «Красный нефтяник», «Назия» и др.) и создать свой крупный терминал, способный обслуживать корпоративные заправки - около сотни в Петербурге и Ленобласти, а также автозаправочные сети сторонних компаний.
Но с ходу приступить к строительству им не удалось: пришлось взяться за укрепление не вполне подходящих для такого объекта грунтов, используя новые материалы и собственные технологические решения. А по мере того как «вызревала» площадка, менялось представление о проекте и перекраивалась вся рабочая документация.
В результате работы растянулись на несколько лет. Однако пауза того стоила: выросший в чистом поле терминал «Гладкое» (объем инвестиций превысил 3 млрд рублей), который можно назвать цифровым, по уровню технической оснащенности и автоматизации процессов управления не имеет равных в России.
Действует он следующим образом. C нескольких нефтеперерабатывающих заводов (Москва, Омск, Ярославль и Кириши) по пяти железнодорожным путям протяженностью 2,5 км составы с бензином самых ходовых марок и дизельным топливом поступают на эту нефтебазу. Двенадцать находящихся на ее 150-метровой эстакаде площадок могут обслуживать до 60 цистерн в сутки, и каждая оснащена узлами учета, «наблюдающими» за количеством и качеством (по четырем ключевым параметрам) привезенной продукции.
На всех остальных этапах человеческое участие, впрочем, тоже не требуется. Одни «умные» системы перегоняют горючее в бочки резервуарного парка, общий объем которого достигает 40 тыс. кубометров, и постоянно контролируют его уровень. А другие «раздают» топливо без задержек прибывающим машинам: пропускная способность этого оборудования позволяет затаривать ежесуточно почти полторы сотни бензовозов.
По словам Александра Крылова, директора по региональным продажам «Газпром нефти», доля компании на топливном рынке Северо-Запада составляет сегодня около 25%, и после ввода терминала «Гладкое» она не будет быстро расти. Такую задачу нефтяники перед собой не ставили. В то же время они убеждены, что им удастся снизить операционные издержки и обеспечить хранение нефтепродуктов по жестким стандартам экологической безопасности.
Для газпромовской «дочки» это своего рода пилотный проект. Апробировав цифровые системы, компания собирается тиражировать полученный опыт на все свое нефтебазовое хозяйство (21 топливный терминал в разных регионах России), завершив его модернизацию к 2025 году. И вот тогда объем перевалки на собственной сети увеличится, как ожидается, довольно заметно (более чем на 20%), и вырастет средняя производительность каждого обновленного терминала. В 2018 году она составляла 270 тыс. тонн нефтепродуктов в год.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (6473) от 04.07.2019 под заголовком «Перевалка будет гладкой...».
Комментарии