В единстве сила. Алексей Капустин — о взаимодействии церкви и казачества

Научно-практическая конференция «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества» состоялась в Петербурге. Организована она была отделом по связям с религиозными объединениями администрации губернатора Петербурга и комитетом по межнациональным отношениям. Казаки, священнослужители, деятели науки, культуры и образования говорили о развитии военно-казачьей культуры и общих усилиях по духовно-нравственному воспитанию детей. В том числе Алексей КАПУСТИН, войсковой старшина, товарищ атамана окружного казачьего общества «Казачий округ Санкт-Петербурга», атаман хуторского казачьего общества «Хутор Приморский»

В единстве сила. Алексей Капустин — о взаимодействии церкви и казачества | Фото Дмитрия СОКОЛОВА

Фото Дмитрия СОКОЛОВА

— Алексей Алексеевич, что такое казачья культура, как она ­проецируется на жизнь людей в современном мегаполисе?

— Слово Божье и вера, соединенные с ратной силой, делают казаков грозными воинами, что многократно подтверждалось в истории. Вся система подготовки казаков — воинов Христовых — строилась на трех опорах: вера, воля, государь. Традиционными ценностями казаков являются любовь к Богу, семье и

Отечеству, умение защищать и веру, и семью свою, и Отечество, и братьев своих…

Именно на этих принципах строились воспитание и обучение воинов в станицах с самого раннего детства. Сложившаяся система стала частью военной казачьей культуры. Находясь много веков в состоянии непрекращающейся войны на южных границах государства Российского, казаки выработали свой уклад, образ жизни, при котором готовность к бою или мобилизация по тревоге стали обыденным явлением. Учитывая огромную территорию и относительную малочисленность казаков (в XVII – XVIII веках мужское население Всевеликого ­войска Донского составляло около 10 тысяч казаков), важен был уровень боеготовности каждого воина. Он определялся как боевым мастерством, так и духом воинским. Казак в свой жизни проходил несколько стадий обучения — от посажения на коня в четыре года до принятия присяги допризывника. В каждой станице завершение очередной стадии сопровождалось состязаниями и праздничными обрядами.

— Так и воспитывался воинский дух?

— Каждый казачонок уже в раннем детстве хорошо знал историю своей станицы, края, имена героев, их подвиги. Этим занималась семья, священники и казаки-старики. Удаль, боевое мастерство, взаимовыручка, стойкость и отвага, знание основ православия — все это формировалось с самого раннего детства.

Казаки — это яркие индивидуалисты и одновременно ярые общинники. В индивидуальном плане казак всегда стремится к личному первенству, в общинном — к строгому соблюдению правил и решений общины. Уже с малолетства казачата знали, что можно и что нельзя, не подвергая обычаи сомнениям. В соответствии с этим менталитетом казаков среди подростков и молодежи в станицах круглогодично проводились игры и состязания с военным уклоном — как командные, так и личные. Победители получали свою минуту славы, ибо об успехах того или иного казачонка знала вся станица и даже юрт или округ. Таким образом формировались будущие эскадроны и сотни, в которых на высоком уровне находились боевое слаживание и взаимовыручка. На всех стадиях обучения особое внимание придавалось роли атамана. Именно атаманы — наказные или походные — были для казака непререкаемым авторитетом, выше отца или матери. Без атамана казаки не представляли себе жизни.

Рассеянное противником (что случалось крайне редко) казачье ­войско стремительно собиралось вновь. Даже трое оставшихся в живых немедленно избирают атамана и провозглашают войско, которое становится ядром для нового сбора ­воинов. Так было всегда.

— Как можно описать роль церкви для современного казачества?

— Возрождение казачества в новой России начиналось с храмов. Именно там в трудные для казачества времена сберегалась израненная казачья история. С восстановления храмов, в том числе силами казаков, и началось в 1990‑е годы возрождение российского казачества. При храмах собирались казаки той или иной территории на хуторском или станичном уровне, становясь объединяющей силой церкви.

Но у этого процесса, как у медали, обнаружилась и другая сторона: создаваемые хутора и станицы, имея общую идею — возрождение казачества, ревностно сохраняли ложный суверенитет. А значит, не могли или не хотели дальнейшего объединения и центрального управления. Между тем наша сила — в единстве, это общий челове­ческий, цивилизационный закон.

— То есть разрозненные общины не удалось объединить в одно движение?

— Попытки объединить казаков были — как со стороны епархии, так и со стороны властей и некоторых атаманов. В новой истории Петербурга можно выделить три «объединительных» периода. Это период землячеств и Невского округа, когда множество казаков и членов их семей объединялись вокруг атаманов Полякова, Алмазова и Крестовоздвиженского собора. Период казачьей стражи, возглавляемой атаманом Крамаровым. С уходом этих лидеров объединение заканчивалось, потому что самоорганизация казаков не получала государственной поддержки и у нее не было конкретной цели. Третий этап — период общероссийского казачьего объединения под эгидой Всероссийского казачьего общества и понятной стратегии государственной политики. Он совпал с самоорганизацией в нашем городе Окружного казачьего общества.

Но создание округа не привело еще к объединению всех казаков города. Да, в нем ныне большинство казаков города, но немало структур и землячеств по‑прежнему сами по себе. Мы видим «очаговую» карту казачества: на каких‑то территориях есть работа с детьми, где‑то ее нет, в каких‑то районах есть взаимодействие со школами, в каких‑то нет. Главное, что в городе нет осмысленной программы, нет системы. И это при наличии множества военно-пат­риотических клубов, молодежных структур, учреждений ДОСААФ, кадетских классов и т. д.

— И как, по‑вашему, их объединить? Кто должен взять на себя роль «объединителя»?

— Считаю, что в духовном, смысловом плане объединению казачьей среды могла бы послужить епархия. Но вот уже больше трех лет она даже не пыталась собрать всех атаманов города, чтобы сформулировать какую‑то общую задачу с конкретными действиями. Казаки окормляются в десятках приходов и фактически разрозненны. В ряде случаев священники примеряют себе атаманские функции, что тоже не очень хорошо.

— На сегодняшней конференции немало говорилось о работе с детьми, молодежью. Какие казачьи традиции или подходы к воспитанию детей могут быть применимы и эффективны в современных условиях?

— Вы знаете, у округа есть немало оправдавших себя примеров взаимодействия с Российским движением школьников, подростковыми клубами. Правда, зачастую все сводится к разовым мероприятиям (хоть и интересным, и масштабным), и там обычно не видно священников. А иногда епархия проводит свои мероприятия с подростками, но там, как правило, мало казаков…

Участие в военно-патриотическом воспитании молодежи может идти в двух направлениях: воспитание казачат и привлечение казаков к работе с неказачьей молодежью. В основе обоих лежит главный принцип казачьего военного воспитания — формирование духа воина, защитника Отечества через интерес и повышение самооценки подростка. И обязательно обозначение смысла на основе духовности.

— Можете привести примеры, где такая работа ведется?

— Пример успешной системной работы — опыт школы № 547 Красносельского района, где реализуется инновационный проект «Новые практики воспитания личнос­ти на основе исторических и национально-культурных традиций Санкт-Петербурга». В основу воспитания семейных, национальных ценностей, формирования патриотизма и гражданственности у детей положены казачьи идеалы и традиции, основанные на первостепенной роли отца в сочетании с семейным воспитанием и казачьим образованием. Как нам рассказала завуч школы Юлия Николаевна Коротышева, там создан центр школьного казачьего образования. Творческие и рабочие группы в сотрудничестве с окружным казачьим обществом «Казачий округ Санкт-Петербурга» объединены в «Партнерский круг проекта» и реализуют воспитательные практики: «Казачье раздолье», «Казачья доблесть», «Казачьи добродетели», «Казачья мудрость». Ребят знакомят с историей и культурой казачества как в России, так и в Петербурге, с судьбами и подвигами знаменитых казаков. Школьники сами занимаются исследовательской работой, проектируют экскурсионные маршруты, проводят конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, участвуют в региональных и всероссийских казачьих диктантах. Финалом каждой из воспитательных практик становится ежегодный общешкольный фестиваль казачьей культуры, когда подводятся итоги учебного года. Казаки были активными организаторами и участниками мероприятий фестиваля, проводили игры и соревнования, а также награждали победителей конкурсов и викторин, которые проходили в школе в течение всего года.

Совершенно очевидно, что центр школьного казачьего образования помогает формированию и укреплению у подрастающего поколения базовых человеческих и национальных ценностей: патриотизм, гражданственность, равноправие, семья, любовь и уважение.

— Кстати, о национальных ценнос­тях: как у казаков строятся отношения с иными этническими объединениями города?

— Казачество всегда в своей истории взаимодействовало с разными национальностями и конфессиями — с калмыками, осетинами, башкирами, кавказскими народами… Думаю, сегодня казаки могли бы плотнее работать с национальными культурными объединениями города через Дом национальностей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 


Олег КАПИТАНОВ, председатель комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге:

— Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества учитывает опыт становления российского казачества, ядром которого является русский

народ, а также многонациональный и многоконфессиональный состав этой исторически сложившейся общ­ности, роль Русской православной церкви в формировании ее культурных особенностей.

Сотрудничество церкви и казачества способствует укреплению государственности, сохранению нравственных основ и успешному воспитанию молодежи в духе уважения и любви к Отечеству. Казаки участвуют в жизни православных приходов и несут службу по охране храмов и монастырей. Священнослужители вдохновляют казаков словом и личным примером высокого служения.

Сегодня мы все заинтересованы в том, чтобы российское казачество и в дальнейшем сохраняло свои лучшие традиции и было готово в любой момент дать ответ на вызовы современности.

#казаки #церковь #конференция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (7175) от 25.05.2022 под заголовком «В единстве наша сила».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.