В единстве сила. Алексей Капустин — о взаимодействии церкви и казачества

Научно-практическая конференция «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества» состоялась в Петербурге. Организована она была отделом по связям с религиозными объединениями администрации губернатора Петербурга и комитетом по межнациональным отношениям. Казаки, священнослужители, деятели науки, культуры и образования говорили о развитии военно-казачьей культуры и общих усилиях по духовно-нравственному воспитанию детей. В том числе Алексей КАПУСТИН, войсковой старшина, товарищ атамана окружного казачьего общества «Казачий округ Санкт-Петербурга», атаман хуторского казачьего общества «Хутор Приморский»

В единстве сила. Алексей Капустин — о взаимодействии церкви и казачества | Фото Дмитрия СОКОЛОВА

Фото Дмитрия СОКОЛОВА

— Алексей Алексеевич, что такое казачья культура, как она ­проецируется на жизнь людей в современном мегаполисе?

— Слово Божье и вера, соединенные с ратной силой, делают казаков грозными воинами, что многократно подтверждалось в истории. Вся система подготовки казаков — воинов Христовых — строилась на трех опорах: вера, воля, государь. Традиционными ценностями казаков являются любовь к Богу, семье и

Отечеству, умение защищать и веру, и семью свою, и Отечество, и братьев своих…

Именно на этих принципах строились воспитание и обучение воинов в станицах с самого раннего детства. Сложившаяся система стала частью военной казачьей культуры. Находясь много веков в состоянии непрекращающейся войны на южных границах государства Российского, казаки выработали свой уклад, образ жизни, при котором готовность к бою или мобилизация по тревоге стали обыденным явлением. Учитывая огромную территорию и относительную малочисленность казаков (в XVII – XVIII веках мужское население Всевеликого ­войска Донского составляло около 10 тысяч казаков), важен был уровень боеготовности каждого воина. Он определялся как боевым мастерством, так и духом воинским. Казак в свой жизни проходил несколько стадий обучения — от посажения на коня в четыре года до принятия присяги допризывника. В каждой станице завершение очередной стадии сопровождалось состязаниями и праздничными обрядами.

— Так и воспитывался воинский дух?

— Каждый казачонок уже в раннем детстве хорошо знал историю своей станицы, края, имена героев, их подвиги. Этим занималась семья, священники и казаки-старики. Удаль, боевое мастерство, взаимовыручка, стойкость и отвага, знание основ православия — все это формировалось с самого раннего детства.

Казаки — это яркие индивидуалисты и одновременно ярые общинники. В индивидуальном плане казак всегда стремится к личному первенству, в общинном — к строгому соблюдению правил и решений общины. Уже с малолетства казачата знали, что можно и что нельзя, не подвергая обычаи сомнениям. В соответствии с этим менталитетом казаков среди подростков и молодежи в станицах круглогодично проводились игры и состязания с военным уклоном — как командные, так и личные. Победители получали свою минуту славы, ибо об успехах того или иного казачонка знала вся станица и даже юрт или округ. Таким образом формировались будущие эскадроны и сотни, в которых на высоком уровне находились боевое слаживание и взаимовыручка. На всех стадиях обучения особое внимание придавалось роли атамана. Именно атаманы — наказные или походные — были для казака непререкаемым авторитетом, выше отца или матери. Без атамана казаки не представляли себе жизни.

Рассеянное противником (что случалось крайне редко) казачье ­войско стремительно собиралось вновь. Даже трое оставшихся в живых немедленно избирают атамана и провозглашают войско, которое становится ядром для нового сбора ­воинов. Так было всегда.

— Как можно описать роль церкви для современного казачества?

— Возрождение казачества в новой России начиналось с храмов. Именно там в трудные для казачества времена сберегалась израненная казачья история. С восстановления храмов, в том числе силами казаков, и началось в 1990‑е годы возрождение российского казачества. При храмах собирались казаки той или иной территории на хуторском или станичном уровне, становясь объединяющей силой церкви.

Но у этого процесса, как у медали, обнаружилась и другая сторона: создаваемые хутора и станицы, имея общую идею — возрождение казачества, ревностно сохраняли ложный суверенитет. А значит, не могли или не хотели дальнейшего объединения и центрального управления. Между тем наша сила — в единстве, это общий челове­ческий, цивилизационный закон.

— То есть разрозненные общины не удалось объединить в одно движение?

— Попытки объединить казаков были — как со стороны епархии, так и со стороны властей и некоторых атаманов. В новой истории Петербурга можно выделить три «объединительных» периода. Это период землячеств и Невского округа, когда множество казаков и членов их семей объединялись вокруг атаманов Полякова, Алмазова и Крестовоздвиженского собора. Период казачьей стражи, возглавляемой атаманом Крамаровым. С уходом этих лидеров объединение заканчивалось, потому что самоорганизация казаков не получала государственной поддержки и у нее не было конкретной цели. Третий этап — период общероссийского казачьего объединения под эгидой Всероссийского казачьего общества и понятной стратегии государственной политики. Он совпал с самоорганизацией в нашем городе Окружного казачьего общества.

Но создание округа не привело еще к объединению всех казаков города. Да, в нем ныне большинство казаков города, но немало структур и землячеств по‑прежнему сами по себе. Мы видим «очаговую» карту казачества: на каких‑то территориях есть работа с детьми, где‑то ее нет, в каких‑то районах есть взаимодействие со школами, в каких‑то нет. Главное, что в городе нет осмысленной программы, нет системы. И это при наличии множества военно-пат­риотических клубов, молодежных структур, учреждений ДОСААФ, кадетских классов и т. д.

— И как, по‑вашему, их объединить? Кто должен взять на себя роль «объединителя»?

— Считаю, что в духовном, смысловом плане объединению казачьей среды могла бы послужить епархия. Но вот уже больше трех лет она даже не пыталась собрать всех атаманов города, чтобы сформулировать какую‑то общую задачу с конкретными действиями. Казаки окормляются в десятках приходов и фактически разрозненны. В ряде случаев священники примеряют себе атаманские функции, что тоже не очень хорошо.

— На сегодняшней конференции немало говорилось о работе с детьми, молодежью. Какие казачьи традиции или подходы к воспитанию детей могут быть применимы и эффективны в современных условиях?

— Вы знаете, у округа есть немало оправдавших себя примеров взаимодействия с Российским движением школьников, подростковыми клубами. Правда, зачастую все сводится к разовым мероприятиям (хоть и интересным, и масштабным), и там обычно не видно священников. А иногда епархия проводит свои мероприятия с подростками, но там, как правило, мало казаков…

Участие в военно-патриотическом воспитании молодежи может идти в двух направлениях: воспитание казачат и привлечение казаков к работе с неказачьей молодежью. В основе обоих лежит главный принцип казачьего военного воспитания — формирование духа воина, защитника Отечества через интерес и повышение самооценки подростка. И обязательно обозначение смысла на основе духовности.

— Можете привести примеры, где такая работа ведется?

— Пример успешной системной работы — опыт школы № 547 Красносельского района, где реализуется инновационный проект «Новые практики воспитания личнос­ти на основе исторических и национально-культурных традиций Санкт-Петербурга». В основу воспитания семейных, национальных ценностей, формирования патриотизма и гражданственности у детей положены казачьи идеалы и традиции, основанные на первостепенной роли отца в сочетании с семейным воспитанием и казачьим образованием. Как нам рассказала завуч школы Юлия Николаевна Коротышева, там создан центр школьного казачьего образования. Творческие и рабочие группы в сотрудничестве с окружным казачьим обществом «Казачий округ Санкт-Петербурга» объединены в «Партнерский круг проекта» и реализуют воспитательные практики: «Казачье раздолье», «Казачья доблесть», «Казачьи добродетели», «Казачья мудрость». Ребят знакомят с историей и культурой казачества как в России, так и в Петербурге, с судьбами и подвигами знаменитых казаков. Школьники сами занимаются исследовательской работой, проектируют экскурсионные маршруты, проводят конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, участвуют в региональных и всероссийских казачьих диктантах. Финалом каждой из воспитательных практик становится ежегодный общешкольный фестиваль казачьей культуры, когда подводятся итоги учебного года. Казаки были активными организаторами и участниками мероприятий фестиваля, проводили игры и соревнования, а также награждали победителей конкурсов и викторин, которые проходили в школе в течение всего года.

Совершенно очевидно, что центр школьного казачьего образования помогает формированию и укреплению у подрастающего поколения базовых человеческих и национальных ценностей: патриотизм, гражданственность, равноправие, семья, любовь и уважение.

— Кстати, о национальных ценнос­тях: как у казаков строятся отношения с иными этническими объединениями города?

— Казачество всегда в своей истории взаимодействовало с разными национальностями и конфессиями — с калмыками, осетинами, башкирами, кавказскими народами… Думаю, сегодня казаки могли бы плотнее работать с национальными культурными объединениями города через Дом национальностей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 


Олег КАПИТАНОВ, председатель комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге:

— Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества учитывает опыт становления российского казачества, ядром которого является русский

народ, а также многонациональный и многоконфессиональный состав этой исторически сложившейся общ­ности, роль Русской православной церкви в формировании ее культурных особенностей.

Сотрудничество церкви и казачества способствует укреплению государственности, сохранению нравственных основ и успешному воспитанию молодежи в духе уважения и любви к Отечеству. Казаки участвуют в жизни православных приходов и несут службу по охране храмов и монастырей. Священнослужители вдохновляют казаков словом и личным примером высокого служения.

Сегодня мы все заинтересованы в том, чтобы российское казачество и в дальнейшем сохраняло свои лучшие традиции и было готово в любой момент дать ответ на вызовы современности.

#казаки #церковь #конференция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (7175) от 25.05.2022 под заголовком «В единстве наша сила».


Комментарии