Узаконить «Калигулу». Как регулируется имущественный блок городского правительства

Вообще-то у части горожан много претензий к имущественному блоку городского правительства. С одной стороны, «распорядитель» КИО (комитет имущественных отношений) имеет склонность вписывать в реестр городской собственности (а затем сдавать в аренду или продавать) то, что, по Гражданскому и Жилищному кодексам, принадлежит собственникам жилья. С другой – «контролер» ККИ (комитет по контролю за городским имуществом) может не обратить внимания на сообщения о том, что арендатор уродует городское помещение, использует его не по назначению, перестраивает чердак, углубляет подвал. Порой даже годами не платит за аренду.

Узаконить «Калигулу». Как регулируется имущественный блок городского правительства | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Но иногда контроль все же срабатывает. И тогда чиновники вдруг начинают замечать то, что давно уже очевидно для граждан, живущих поблизости от мест событий.

Инспекция ККИ обследовала нежилой первый этаж дома 46, корпус 1, по проспекту Просвещения. Это почти 2,5 тысячи кв. метров. Поначалу всю площадь арендовал «Детский мир». Однако в 2018 году, как сообщают в ККИ, «компания отказалась от аренды помещения в одностороннем порядке». Можно перевести на обыденный язык как то, что компания растворилась и перестала платить аренду.

А на ее месте внезапно расплодились многочисленные фирмочки и индивидуальные предприниматели. Помещение нарезано на ломтики, клетушки и закоулочки: магазинчики, ателье, фотосалон, парикмахерская и пр. Инспекция ККИ обнаружила, что новые поселенцы, обитающие в помещении неизвестно на каких основаниях, прорубали себе новые и замуровывали старые двери, сносили одни стены и возводили другие, устанавливали унитазы и мойки, где заблагорассудится.

В общем, хозяйствовали, не обращая внимания на собственника. Это продолжалось около двух лет. Сотрудники ККИ наконец-то разглядели происходящее, но что делать, пока не решили.

Вдруг выяснилось, что не один год незаконно существует баня на первом этаже дома # 9 по Сиреневому бульвару. Точнее, по выражению пресс-службы ККИ, «в отсутствие правовых оснований»... Комитет мог бы давно обратить внимание на то, что в доме работает... нет, не баня, а VIP-сауна площадью 100 кв. м с соответствующим набором услуг, говорящим названием «Калигула» и широчайшей рекламой. Жители дома уже года три как пишут об этом в разные инстанции.

Как пояснили в администрации Выборгского района, баню нельзя открывать в жилых домах. Похоже, ни в администрации, ни в комитете не в курсе ряда подробностей. А именно: дом на Сиреневом бульваре, 9, – бывшее общежитие, на первом этаже которого по проекту изначально находились душевые с соответствующими коммуникациями и сантехническим оборудованием.

Поскольку свято место пусто не бывает, то и это не пустовало с тех самых лет, когда общага стала обычным городским жильем: с коммуналками и малым набором удобств в квартирах. Не пропадать же помывочному комплексу советских времен! Закрывать на это глаза, чтобы через несколько лет изумиться: откуда, мол, здесь взялись джакузи, души и бассейн, – по меньшей мере странно.

Сказать по секрету, никакая инспекция не сможет выгнать vip-сауну из общаги. Сможет лишь поставить перед собственниками «Калигулы» вопрос о должном оформлении того, что должно быть оформлено должным образом. И ведь оформят! Не пропадать же бассейну и душевым кабинкам.

Поздно рыпаться. Эти не слишком печатные слова могут стать девизом многих действий города в отношении своей собственности. Если уж не получилось наладить контроль изначально, то теперь единственное, что еще доступно, это принуждение бизнесменов к тому, чтобы узаконить нынешнее незаконное положение: оплатить проект по факту уже произведенной перепланировки, получить согласование на тот вид деятельности, который уже имеет место, и т. д.

И неважно, кто будет «узаконивать»: фирма-нарушитель или та, что придет ей на смену. Вряд ли кто-то станет закапывать обратно углубленный подвал. Или, скажем, замуровывать новый проход, или сносить высокое крыльцо.

В начале 2020 года внезапно обнаружилось, что кафе в доме № 98 по Октябрьской набережной работает незаконно. Здесь пробиты новые окна и построена лестница, а вход с общей лестницы (в парадном) заложен, сделаны мойки, туалеты и прочая необходимая сантехника... Договор аренды был расторгнут. Но вот два обстоятельства: до того кафе (с новыми окнами и лестницей) существовало уже несколько лет. Даже если об этом не знал ККИ, управляющая компания «ЖКС 1 Невского района» – знала наверняка. Ведь кафе расположилось на первом этаже жилого дома...

Или в Петербурге просто неприлично говорить о необходимости делиться информацией? Или у нас ведомства, организации и компании только и делают, что скрывают друг от друга факты? (В скобках стоит заметить, что ныне на Октябрьской, 98, похоже, идет ремонт, к открытию готовят какое-то новое заведение.)

На ул. Маяковского, д. 50, также внезапно выявили незаконное использование части подвала в 75 кв. м. Правда, вписывали его в реестр городской собственности в свое время как цокольный этаж. А сейчас признали, что это все же подвал?

Впрочем, это уже запоздалые теоретические разговоры. А практика – вот она: кафе-бар (даже два) здесь давно. А по поводу «незаконного размещения...». Как показала жизнь, можно и в этих условиях просуществовать еще долго. И кошмарить никто не будет.

Так, еще в прошлом году КИО расторг договор аренды подвала на Караванной, 8 (золотое местечко!). Но здесь преспокойно продолжала существовать точка общепита. То же самое – на Лиговском проспекте, 121. На Краснопутиловской улице, 56... Договоры расторгнуты, но заведения не трогаются с места. Тут можно предположить одно из двух: либо городской имущественный блок все зубы растерял, либо ему все равно.

Нет. Есть еще один вариант. И арендаторы, и сами чиновники, кажется, воспринимают все эти предписания вернуть помещение в проектное состояние, угрозы расторгнуть договор аренды, даже судебные иски не как стремление города заставить арендаторов жить в рамках закона, а как побуждение эти рамки раздвинуть. Получил разрешительную бумажку задним числом – живи дальше.

Признаться, порой имущественная политика города кажется дикой. У самого крупного и (вроде бы) сильного собственника – Петербурга – явно большие проблемы с контролем за своей недвижимостью. К тому же он, как представляется, вообще не может решить судьбу своих крупных объектов. Но при этом продолжает заниматься непонятным крохоборством. То ищет покупателя на 21,4 кв. м на пр. Стачек, 55 (огромный «сталинский» дом на Комсомольской площади), то не может придумать, как с пользой для города продать расселенные и обветшавшие здания на Боровой, улице Константина Заслонова, Сортировочной-Московской.

Десятки объектов, находящихся в городской собственности, разваливаются на глазах, потому что власть сама не в состоянии ни возродить их, ни создать условия, чтобы этой задачей заинтересовался добросовестный бизнес.

#аренда #жилье #КИО #правительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (6736) от 07.08.2020 под заголовком «Узаконить «Калигулу» и др.».


Комментарии