Увидеть Семимостье. Спрос на водные прогулки в Петербурге не убывает

Несмотря на заявления о сокращении количества пассажиров, совершивших в течение нынешней навигации плавание по рекам и каналам Петербурга, общий объем их перевозок составил за сезон не менее 3 миллионов человек. И хотя этот показатель по объяснимым причинам несколько меньше прошлогоднего, говорить о каком-то существенном спаде на рынке прогулок по воде не приходится.

Увидеть Семимостье. Спрос на водные прогулки в Петербурге не убывает | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Все разговоры о том, что погода, мол, была не такой, как в 2018-м, а мосты ремонтировали больше, - лишь отговорки: на самом деле наметилась тенденция сокращения организованного группового туризма в пользу самостоятельного, - считает Николай Предтеченский, глава компании «Петроград». - У меня этот год оказался вовсе не хуже, чем предыдущий». К тому же саму тенденцию он считает очень положительной. И говорит, что «если вместо больших групп китайцев к нам станут самостоятельно приезжать маленькие группы или отдельные туристы с Запада - от этого выиграет и город в целом, и туристический бизнес». По оценке Предтеченского, в навигацию 2019 года как раз и проявилась тенденция к постепенному росту самостоятельного туризма.

Юлия Варпаховская, генеральный директор Единого центра водного туризма, отмечает, что общее снижение пассажиропотока судоходных операторов ЕЦВТ составило всего 3% по сравнению с прошлым годом. А вот Владимир Филиппов, руководитель компании «Аква-экскурс», не скрывает: после того как на ремонт встал Зеленый мост на Мойке, ряд маршрутов пришлось отменить и конец августа и осень оказались для его бизнеса очень сложными. «Остается поблагодарить хотя бы за то, что ремонтировать переправу начали под занавес сезона, - говорит он. - Но если к маю следующего года ремонт на Зеленом мосту не закончат, это крайне негативно скажется на водном туристическом бизнесе Петербурга».

Основные игроки рынка водных прогулок сходятся на том, что предпочтения «водоплавающего» туриста в Петербурге все же меняются. Отметим, к примеру, рост числа пассажиров, перевезенных по Неве и Финскому заливу. Ведь, по данным главы Ассоциации владельцев пассажирских судов Владимира Родионова, в этом сезоне их количество выросло почти в полтора раза. И Юлия Варпаховская подтверждает: особенно популярны в навигацию 2019 года были ночные экскурсии с разводными мостами (музыкальная «Ночной круиз-концерт», а также водно-пешеходная «Визит в ночную крепость», предполагающая прогулку по Петропавловке и водную часть). Дневные по рекам и каналам («Северная Венеция» и «Возвращение в старый Петербург»), а также Неве и Финскому заливу («Забытые острова»).

«После закрытия на реконструкцию Зеленого моста пик популярности пришелся как раз на «Возвращение в старый Петербург» (водную прогулку по каналу Грибоедова), так как она оказалась самой насыщенной и продолжительной», - пояснила специалист. А у иностранцев по-прежнему наиболее популярен маршрут City Cruise (экскурсия формата Hop-On Hop-Off с пятью остановками с аудиогидами на шести языках).

Есть у этой навигации и особенности. Во-первых, в ЕЦВТ отмечают: в нынешнем году по воде стали чаще кататься жители Петербурга. «Это связано с открытием причала в популярном «Севкабель Порту» на Васильевском острове: появился трансфер из центра города туда и обратно, а также остановки в нем сразу на нескольких водных маршрутах по Неве и Финскому заливу», - поясняют эксперты.

Во-вторых, развивается цифровизация водного туризма: туристы все чаще предпочитают платить за услуги через Интернет или с помощью банковских карт. «Сложилась такая ситуация, при которой отсутствие возможности купить билет с помощью банковской карточки чаще всего ведет к тому, что клиент отказывается от услуги», - заметил, в частности, Владимир Филиппов.

Очевидно, что такая тенденция к изменению приоритетов туристов и способов получения и оплаты услуг станет нарастать. Об этом, к примеру, шла речь на завершившемся на днях Культурном форуме. Так, во время панельной дискуссии «Сити-брейк: как миллениалы (люди, встретившие XXI век юными. - Прим. ред.) «взламывают» города» была поднята тема привлекательности городской среды для молодого поколения. И директор по стратегическим партнерствам Google Ольга Суслова, приведя целый ряд убедительных примеров, легко доказала, что «путешественники-миллениалы не хотят идти по стандартным маршрутам - они ищут новый опыт».

В Едином центре водного туризма, в частности, обещают всячески развивать сотрудничество с «Севкабель Портом»: в 2020-м оттуда появятся новые интересные тематические маршруты. Кроме того, в дополнение к скоростной линии в Кронштадт с хорошей экскурсионной программой по городу и посещением Морского собора обещают запустить маршрут в крепость Орешек. А для иностранцев - расширить спектр языков аудиогида: вместе с хинди экскурсии будут доступны на семи языках.

Так что в следующую навигацию Петербург может снова прибавить в объемах водного экскурсионного туризма.

#туризм #водные прогулки #реки и каналы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (6573) от 22.11.2019 под заголовком «Увидеть Семимостье».


Комментарии