Ушел из жизни инженер путей сообщения Анатолий Судаков

Вчера ему исполнилось бы 80 лет. Он типичный представитель своей профессии - строитель и всю жизнь верно служил одной железной дороге - Октябрьской. Сегодня Анатолия Михайловича вспоминают близкие люди, коллеги, друзья, те, кто его знал, учился, работал, общался с этим замечательным человеком.

Ушел из жизни инженер путей сообщения Анатолий Судаков | ФОТО предоставлено пресс-службой ОЖД

ФОТО предоставлено пресс-службой ОЖД

Родился Анатолий в 1940 году в Ленинграде. После начала войны отец ушел на фронт. И малыш с мамой всю блокаду провел в Ленинграде. Детство оказалось сложным. Рос в среде лиговской послевоенной ребятни. И парень понял, что надо уходить «со двора», и занялся спортом. К 18 годам стал мастером спорта СССР по вольной борьбе.

В 1959 году поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Участвовал в соревнованиях, выступая за команду ЛИИЖТа. Входил в составы сборных Ленинграда и спортобщества «Локомотив».

После окончания вуза в 1964 году Анатолий Михайлович был зачислен в штат Октябрьской железной дороги на должность строительного мастера в Ленинград-Финляндской дистанции гражданских сооружений. Молодой человек с интересом и ответственно относился к порученной работе и вскоре стал заместителем начальника, а затем начальником этой же дистанции. Позднее возглавил Ленинград-Московскую дистанцию гражданских сооружений. И уже в 1987 году стал заместителем начальника по строительству Октябрьской железной дороги. Важно, что все ступени трудовой карьеры прошел без чьей-либо страховки.

Созидатель

«Десять лет моей работы в должности начальника дороги были тесно связаны с личностью Анатолия Судакова. По должности он занимался капитальным строительством, то есть созиданием», - вспоминает Анатолий Александрович Зайцев. «Для него не было ничего невозможного. Блестяще владел технологией организации строительного производства. Для меня это был крепкий тыл. В любое время дня и ночи он мог доложить о ходе дела на любом строительном объекте от Мурманска до Москвы, от Череповца до западных границ России. Я ни разу от него не слышал предложения сократить объемы работ или перенести сроки ввода объектов.

В лихие 1990-е мы вели электрификацию Мурманского хода, строительство вторых путей на Вологду, строительство вторых путей и электрификацию к выделенным для жителей Ленинграда крупным садоводческим массивам. В те годы именно на Октябрьской дороге был осуществлен научный и технический прорыв общегосударственного значения - создана первая в России оптоволоконная линия связи между Ленинградом и Москвой. Автором и душой этого проекта был Анатолий Михайлович.

Кроме профессиональных качеств у него были золотые руки. Я видел мебель, созданную им по собственным эскизам.

Удивительными душевными качествами обладал этот человек. Уважительно относился к коллегам по работе, умел вовлекать в проекты знающих, умных людей. С нежностью говорил о семье и восхищался способностями дочери Юлии».

«Его внешний облик соответствовал внутреннему содержанию: всегда подтянут, элегантно одет, внешне выдержан и спокоен. И еще с уважением относился к собеседнику.

В его бытность электрифицировали и строили железные дороги, инфраструктуру, депо. При его участии построен третий путь на главном ходу от Ленинграда до Тосно.

Анатолий Михайлович всегда внушал строителям работать так, чтобы меньше вреда нанести природе. Будучи с ним в командировке в Костомукше, наблюдал, как строители объезжали молодые сосенки, чтобы их сохранить. Любой новый объект вызывал у него интерес», - говорит Александр Беженаров.

«Анатолий Михайлович был сторонником строительства социальных объектов. Тогда строили много жилья на Севере, во Пскове, Ленинграде - Санкт-Петербурге, Ленинградской области, да и в других регионах нашей дороги. Строили новые и ремонтировали старые пионерские лагеря, дома культуры и детские сады, - вспоминает Павел Марков, бывший председатель дорпрофсожа. - Он на особом контроле держал состояние водоснабжения, канализации, отопление всех социальных объектов Октябрьской железной дороги. Все это требовало большой физической нагрузки. Спортивная закалка позволяла Анатолию Михайловичу выполнять рутинную работу. Он был очень отзывчивым и совестливым человеком.

Анатолий Михайлович будет жить в нашей памяти, пока мы, его товарищи по созиданию, живы».

С 1998 года по 2002 год он являлся полномочным представителем МПС в Республике Польша. В возрасте 62 лет ушел на заслуженный отдых.

Ветеран железнодорожного транспорта и транспортного строительства Анатолий Михайлович Судаков за вклад в развитие железнодорожной отрасли получил множество наград. В частности, он удостоен ордена Дружбы народов, почетного звания «Заслуженный строитель РФ», знака «Почетному железнодорожнику», медали «За доблестный труд» и др.

Он любил жизнь, и это было взаимно

«С Анатолием мы познакомились в институте. Практически всю сознательную жизнь вместе. И я благодарен судьбе за дружбу с ним. Он любил работу, семью, друзей. Точнее, он любил жизнь, и это было взаимно, - рассказывает Сергей Левитин. - Он был человек не публичный, но имел талант объединять людей: к нему шли за советом в сложных жизненных ситуациях, и он всегда находил выход. Мой друг был настоящий мужчина».

«Анатолий Михайлович был человек с юмором, - вспоминает Валерий Писарев. - Любил шутить, умел рассказывать анекдоты. Бывало, обсуждаем дело серьезное. Как будто зашли в тупик, а он пошутит, и дело пошло. Я счастлив, что полвека работал, общался и дружил с этим человеком».

«В браке с мамой они прожили 58 лет. Он был замечательным, любящим мужем, отцом и дедушкой. Он был моим кумиром, - рассказывает дочь Юлия. - Папа всегда находил время выслушать и дать совет, взвешивая каждый шаг. Часто со мной беседовал о жизни и людях. Человек должен держать слово и хранить свою репутацию - подчеркивал отец. По этим принципам жил и сам. Своего дедушку боготворят и мои дети. Для сына он был наставником и авторитетом, в итоге сын по примеру деда тоже стал заниматься борьбой. Наш любимый человек покинул эту землю, но навсегда останется в наших сердцах».

Из воспоминаний Татьяны Куцениной

«Дело было в начале девяностых. Я была включена в комиссию по проверке социальных объектов, в том числе и жилья. Вышли из вагона. На станции стояло много грузовых составов. Видим, под колесами одного вагона что-то закопошилось. В этот момент поезд тронулся. Было нас человек десять, мы закричали, и только Анатолий Михайлович мгновенно сориентировался. Подскочил к вагону, схватил женщину за шиворот, сильно рванул и вытащил человека в полном смысле из-под колес.

Было много и других случаев, когда я убеждалась в его смелости, порядочности и человечности. Этот вечер на станции Кемь остался в моей памяти навсегда, как и герой того вечера».

Еще много подобных эпизодов про этого мужественного человека осталось за кадром...

В иной мир Анатолий Михайлович Судаков ушел, оставив добрые дела и память о себе. Коллектив Октябрьской железной дороги скорбит и выражает сердечные соболезнования родным, близким и друзьям.

#железная дорога #строительство #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 076 (6674) от 07.05.2020 под заголовком «Ушел из жизниинженер путей сообщения Анатолий Михайлович Судаков».


Комментарии