Уличное искусство в Петербурге останется строго регламентированным

Эмоциональным, будто проходил в реальном пространстве, стал цифровой «круглый стол» «Искусство в городской среде» с участием экспертов, художников, чиновников. Если очистить полуторачасовой разговор от взаимных претензий, то итог таков. Размещения произведений в публичном пространстве останется жестко регламентированным. Временные сооружения и возможные места их размещения необходимо подробно обсуждать.

Уличное искусство в Петербурге останется строго регламентированным | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Владимир Григорьев, председатель КГА, напомнил, что, по закону, не разрешается рисовать и что-то приклеивать на лицевых фасадах зданий и сооружений. Авторам следует учитывать, что их проекты не должны нарушать архитектурно-градостроительный облик Петербурга и права владельцев домов. И в этом смысле согласование росписи аналогично согласованию строительного проекта. Больше того, у временного сооружения, например забора, который огораживает стройку, есть собственник. С ним надо отдельно договариваться. Только соблюдая все процедуры, можно защитить город от тотального раскрашивания кто во что горазд.

Алексей Моор, главный художник Петербурга, остановился на теме росписей, которые регулярно появляются на трансформаторных будках. По его мнению, эти рисунки, извините за тавтологию, трансформируют городское пространство. За нанесением изображений могут последовать возложения цветов, требования мощения площадок перед будками и т. д.

На вопрос художников, что им делать, если они хотят работать в общественных пространствах, чиновники несколько раз повторили слова «временные произведения». Брандмауэры нельзя расписывать, но вопрос об установке на них временных баннеров можно обсуждать. То же самое касается временных конструкций во дворах или открытых пространствах. Но, для того чтобы такие объекты появились, запросы художников должны соединиться с интересами местных жителей, муниципалов и тех, кто отвечает за благоустройство.

Ложку меда в бочку дегтя неожиданно добавил Сергей Макаров, председатель КГИОП. Он рассказал две истории. Первая произошла в начале 2020 года, когда комитет разрешил сохранить мурал «Вода - это жизнь» на одном из домов Гаванского рабочего городка (Малый проспект Васильевского острова, 69 - 71) - объекта культурного наследия. Он был создан 30 лет назад международной командой художников при другом законодательстве. Мурал могли закрасить при ремонте фасада. Но КГИОП разрешил тем, кто заинтересован в сохранении росписи, оставить ее, найдя средства на реставрацию...

Другая история случилась во дворе самого КГИОП, где на брандмауэре живет граффити, сделанное много лет назад и сильно обветшавшее (на фото). Макаров мечтает его сохранить, для чего надо получить согласование... КГИОП. Налицо яркий пример того, что в психофизиологии называется «когнитивный диссонанс». Но Макаров надеется на справедливое решение.

В прошлом году «Санкт-Петербургские ведомости» рассказывали об экскурсии по граффитическим местам Васильевского острова. По факту, произведения уличных художников подолгу сохраняются лишь на так называемых заброшках, то есть домах, пустующих долгое время. Может быть, когда эти постройки начнут приводить в порядок, часть граффити решат сохранить.

#граффити #уличное искусство #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (6696) от 09.06.2020 под заголовком «Ребята, не рисуйте на заборах...».


Комментарии