Удобно, доступно и быстро. Городские сервисы «упакуют» в единую экосистему

«Стратегия цифровой трансформации Петербурга, в рамках которой в Северной столице заработает новая модель предоставления услуг петербуржцам в цифровом виде, должна быть готова к 1 сентября 2021 года», – заявил во время одной из недавних сессий по обсуждению новинки вице-губернатор города Станислав Казарин. И город последовательно движется к решению этой масштабной задачи.

Удобно, доступно и быстро. Городские сервисы «упакуют» в единую экосистему | ФОТО предоставлено СПб ГУП «СПб ИАЦ»

ФОТО предоставлено СПб ГУП «СПб ИАЦ»

Решать проблему комплексно

Новая экосистема городских сервисов (ЭГС), которую в городе намерены последовательно внедрять в этом и будущем годах, должна охватить предоставляемыми услугами примерно 3 млн человек – вдвое больше, чем сейчас. При этом со временем ЭГС сможет удовлетворить до 80% возникающих в жизни петербуржцев потребностей: она станет маркетплейсом сервиса, на котором потребитель сможет получить разные услуги.

Уже известно, что они будут сгруппированы по восьми основным ролям, которые предполагают осуществление ряда потребностей. В их числе «Я – родитель» (предполагает ведение элект-ронного дневника, запись детей в городские секции, лагеря отдыха, кружки и т. д.), «Я – водитель» (выбор и оплата парковок, оформление протокола ДТП и др.), «Я – пассажир» (оплата проезда, информирование об изменениях маршрутов и пр.) и «Я с домашним питомцем» (поиск мест выгула, пропавших животных и т. д.). Кроме того, в число основных сервисов ЭГС войдут проекты «Я за здоровьем» (запись к врачу, электронная медицинская карта и т. п.), «Я здесь живу» (решение коммунальных проблем на разных уровнях), «Я люблю Петербург» (цифровые экскурсии, покупка билетов в театры, музеи и пр.), а также «Я – молодец» (предложение инициатив, голосование по городским вопросам и т. д.).

«Амбициозные задачи, которые стоят перед нами в будущем, невозможно решить без инструментов цифровой трансформации», – констатировал Станислав Казарин. Он подчеркнул: цифровая трансформация является одной из пяти целей на национальном уровне. Однако, по данным РАНХиГС, около 70% проектов в этой области оказываются неудачными по причине низкой культуры организации (68%) и отсутствия правильно сформулированных общих целей (32%). А в качестве удачного примера привел цифровую трансформацию отрасли пассажирских перевозок на такси: буквально за несколько лет объем услуг, оказываемых через агрегаторы, вырос в ней в 30 раз, а вот средняя стоимость поездки сократилась более чем вдвое.

«Предоставить широкий спектр удобных и современных услуг, созданных на основе ежедневной коммуникации с горожанами, – задача номер один» – так сформулировал суть задачи Станислав Казарин. Идея организовывать нужные горожанам сервисы с помощью использования прос-тых, понятных и доступных инструментов, которыми они сами могли бы управлять, быстро реализуется: в апреле 2021 года, как только позволила эпидемическая ситуация, в городе состоялись несколько масштабных стратегических сессий, каждая из которых была посвящена отдельному направлению жизни Петербурга.

От общего к частному

Петербург движется в общем тренде: недавно правительство РФ выделило на развитие Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения свыше 210,5 млн рублей – с их помощью ускорят перевод госуслуг в электронный вид.

Предполагается, что к 2024 году по всей России заработает система выдачи электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением, а в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на портале госуслуг будут доступны запись к врачу на диспансеризацию, подача заявления на получение полиса, а также представлены все необходимые медицинские документы. Это не только упростит процесс получения услуг для граждан, но и уменьшит бумажную нагрузку на врачей: они смогут быстрее находить записи о пациентах, видеть сразу всю историю болезни и уделять больше внимания самим посетителям.

Что касается системы здравоохранения Петербурга, то о деталях процесса ее цифровизации рассказал вице-губернатор Олег Эргашев. Он сразу же заявил, что «мы стремимся к персонифицированному подходу к каждому пациенту, а внедрение информационных технологий значительно повысит качество оказания медицинской помощи».

По его словам, уже сегодня идет процесс включения региональных информационных систем в единую государственную. «Что в перспективе позволит врачу, пациенту и руководителям системы здравоохранения с помощью облачных технологий общаться в едином информационном поле», – отметил он. При этом Олег Эргашев рассказал, что в Петербурге уже создана база, на которую можно опираться в будущем. В частности, это электронный документооборот и внедрение бережливых технологий в работу поликлиник. Кроме того, уже в этом году в Петербурге в сфере медицины будут доступны 44 сервиса (22 для пациентов, 12 для врачей и 10 для организаторов системы), которые позволят сделать еще один уверенный шаг в будущее.

«Роботизированные системы, искусственный интеллект, единое цифровое пространство, генно-клеточные технологии – все они являются инструментами для развития трансляционной медицины и персонифицированного подхода к каждому пациенту, – уверен он. – Ведь именно благодаря генному картированию, к примеру, станет возможна целенаправленная лекарственная терапия, когда те или иные таблетки или уколы будут назначаться сугубо индивидуально».

SML4ZtaeraY[1].jpgФОТО предоставлено СПб ГУП «СПб ИАЦ»

Что получит в результате цифровизации системы здравоохранения пациент? Не выходя из дома он сможет записываться к врачу. Получать (в режиме видео) его консультации. В личном медицинском кабинете знакомиться с результатами анализов и обследований. Получать рецепт на лекарства. А также все необходимые ему справки и направления. Врач, соответственно, сможет полностью перейти на электронный документооборот и с помощью телемедицинских технологий в динамике дистанционно наблюдать пациента. А государство – повысить качество и доступность медицинских услуг для всех категорий петербуржцев.

«В конечном итоге успешное взаимодействие всех граней этого равностороннего треугольника должно привести к тому, что петербуржец независимо от того, где он находится, сможет получать всю необходимую ему медицинскую помощь, – подчеркнул Олег Эргашев. – Что существенно позволит повысить качество жизни и ее продолжительность». Он уверен: в Петербурге завершается создание фундамента, на котором в ближайшем будущем (а речь идет о перспективе вплоть до 2030 года) построят здание цифровой медицины.

«Мы должны упростить банальные рутинные вещи для того, чтобы все время врача было посвящено пациенту», – резюмировал Олег Эргашев.

Наработки есть

Генеральный директор НМИЦ им. В. А. Алмазова Евгений Шляхто подтвердил: опыт внедрения целого ряда инструментов цифровизации медицины в городе уже есть. И согласился с тем, что «все технологии должны высвобождать время врача для того, чтобы он больше мог общаться с пациентом».

Он сразу же отметил, что независимым драйвером развития здраво-охранения являются данные, которые должны собираться максимально оперативно и содержать максимум необходимой врачу информации. «Тот, кто обладает данными, управляет здравоохранением, – сказал эксперт. – Наличие такой информации – основа деятельности не просто цифровой, а «умной» клиники».

По его мнению, уже сейчас в рамках ценностной медицины наибольшее значение приобретают профилактика и ранняя диагностика. «Важно выявлять индивидуальные особенности заболевания и индивидуальные риски», – уверен он. И еще раз подчеркнул, что «без информатизации, без применения бесшовной технологии получения и обмена данными развивать персонифицированную медицину невозможно». При этом в ход должны идти все самые современные технологии, включая использование носимых устройств, визуализацию, искусственный интеллект, блокчейн, облачные технологии и т. д.

Что касается конкретных наработок, в НМИЦ им. В. А. Алмазова многие цифровые сервисы уже реализованы на практике. Это позволяет получать всю необходимую информацию в цифровом виде и следить за каждым пациентом. Следующий шаг – создание «умных» палат, которые с помощью необходимых датчиков смогут отлеживать состояние больных. А затем, на основе больших данных – и «умных» клиник.

Вместе с тем Евгений Шляхто сделал акцент на другом аспекте проб-лемы цифровизации здравоохранения. «Критически важен вопрос подготовки квалифицированных кадров, – уверен он. – Крайне важны также их умение работать в команде и интеграционный подход – без этого сделать уверенные шаги в цифровизации отрасли вряд ли удастся».

И техника, и общество

Обсуждая общую тему, с экспертными докладами на стратегической сессии выступили еще несколько экспертов, каждый из которых говорил о своем видении проблемы цифровизации здравоохранения.

Так, проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Боровков поделился опытом решения проблем-вызовов и достижения прорывов в сфере цифровизации. «Необходимо указать приоритеты по срокам, а также определить конкретные, понятные, значимые и измеримые результаты», – считает он.

В свою очередь директор НОЦ «Информационные и социальные технологии в медицине» ПМГМУ им. И. М. Сеченова Дмитрий Шаменков подчеркнул важность повышения роли коммуникации и сотрудничества, которые позволяют достигать нужных целей сообща. А генеральный директор международного медицинского центра «СОГАЗ» Владислав Баранов согласился с тем, что для процесса персонализации и цифровизации медицины принципиальное значение имеют полнота и достоверность собираемых данных, на основе которых «следует развивать диагностику, для того чтобы добиться постановки самого сложного диагноза в течение 24 часов».

Систему транспорта сделают «умной»

Главной задачей состоявшейся 22 апреля стратегической сессии, посвященной цифровому развитию петербургского транспорта, стало определение наиболее важных для этого процесса аспектов. И в ходе последовавшего за пленарным заседанием мозгового штурма их удалось выработать.

Предваряя обсуждение темы цифровой трансформации транспорта, вице-губернатор Петербурга Максим Соколов пояснил, что «цифровизация – один из мощнейших инструментов, который даст колоссальный импульс развитию всех транспортных систем и выведет отрасль на новый эффективный уровень управления». «Это не цель, а средство, – подчеркнул он. – Преобразования не только будут отражаться на нас с вами, пользователях, но и дадут толчок развитию всего транспорта».

Несмотря на то что цифровая трансформация наиболее активно проявляется как раз в этой отрасли (в виде организации систем оплаты проезда, управления транспортными средствами и т. д.), «предстоящее десятилетие будет переломным», поскольку речь идет о ее комплексном реформировании. Дело не ограничится появлением беспилотников во всех видах транспорта, но затронет саму суть управления им. Причем, по мнению Максима Соколова, огромную роль в процессе по-прежнему будут играть профильные специалисты, и поэтому «цифровая трансформация – это еще и компетенции людей».

Вице-губернатор Станислав Казарин подчеркнул, что «важно заглянуть за горизонт». «Цель – сделать транспорт максимально удобным для петербуржцев, – пояснил он. – Модель, которую мы выберем, должна учитывать интересы пассажиров, водителей, городского хозяйства, ГИБДД, транспортных компаний и всех, кто причастен к транспорту. Поэтому надо определить, каким будет общественный транспорт, какие требования станут предъявлять к пассажиру 2030 года и какие технологии должны лечь в основу развития всей системы управления транспортом».

Он подчеркнул и первостепенную важность получения оперативных и полных данных. «Уже сейчас они стали имуществом, которое можно реализовывать, – уверен Станислав Казарин. – Если это так, им надо умело распоряжаться и управлять». Кроме того, важно верно определить уровень цифровой зрелости как отрасли в целом, так и ее отдельных составляющих по шести основным параметрам. «Если, к примеру, половина кадров предприятия достигла второго уровня, можно говорить о том, что весь процесс цифровизации его деятельности будет успешным», – считает он.

Названы и шесть основных направлений этого процесса. В их числе соз-дание беспилотников для пассажиров и грузов, «зеленого» цифрового коридора для пассажира, бесшовной грузовой логистики, цифрового управления системой транспорта, цифровизация транспортной безопасности и появление цифровых двойников объектов инфраструктуры.

2-paNFWvs7c[1].jpg

ФОТО предоставлено СПб ГУП «СПб ИАЦ»

Участники стратегической сессии, среди которых было множество профильных специалистов, поделились своими наблюдениями по теме. И, несмотря на некоторую разницу во мнениях, никто не сомневается в том, что понятия «умная дорога», «беспилотное такси» или «бесшовная транспортировка грузов» уже завтра станут для большинства из нас привычными примерно так же, как и оплата проезда с помощью бесконтактных систем.

Управляемое будущее

Задача цифровой трансформации транспорта предусматривает создание беспилотной системы перевозки грузов и людей, совершенствование транспортной безопасности с помощью больших данных, появление бесшовной грузовой логистики, введение полного электронного документооборота и т. д. И все это поэтапно будет реализовываться для того, чтобы жители Петербурга могли пользоваться транспортом с большим комфортом.

Выступая перед коллегами, президент НП «Глонасс» Александр Гурко сразу же подчеркнул, что использование искусственного интеллекта и больших данных, а также внедрение беспилотного транспорта позволят существенно улучшить качество обслуживания населения и транспортной (в т. ч. грузовой) логистики. По его мнению, современные технологии помогают сделать передвижение человека и грузов безопасным, недорогим и комфортным, а «наибольший экономический эффект при доставке грузов может быть достигнут с помощью развития беспилотного транспорта». Однако он не преминул заметить, что в этом направлении нужны и большие усилия.

«Для организации движения беспилотного транспорта требуется существенная модернизация инфраструктуры, изменение нормативной базы и Правил дорожного движения, – говорит он. – Дороги предстоит оснастить новыми системами связи, и без использования формата 5G не обойтись. Должны быть созданы и цифровые модели дорог, что, возможно, потребует изменения самого принципа строительства магистралей».

И Константин Трофименко, директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов из профильного института Высшей школы экономики, согласился с тем, что «имплементация беспилотных систем в существующую улично-дорожную сеть – одна из наиболее сложных проблем». «До сих пор во всем мире не выработано единого подхода к тому, каким образом это нужно делать, – заметил эксперт. – Нет единообразной позиции и по вопросу того, что стоит в первую очередь развивать – общественный транспорт или личный». Александр Гурко его поддержал: согласно приведенным им исследованиям, только 18% россиян готовы отказаться от своей машины в пользу общественного транспорта, а мировой уровень доверия к беспилотным системам за последние 5 лет снизился на 11%.

Однако все эксперты уверены: альтернативы беспилотным системам, а также Mobility-аs-Service* – новой модели перевозок, основанной на максимальной связанности всех элементов транспортной системы, фактически нет. «Традиционный подход к ее развитию себя исчерпал, – констатировал Гурко. – А новый позволяет реализовать все те новации, которые должны появиться в рамках цифровой трансформации транспорта».

В частности, пассажир сможет самостоятельно формировать маршрут с использованием разных видов транспорта – фактически речь идет о том, что на одной платформе будут собраны все возможности, и поэтому поездку с использованием автобуса, метро и электрички можно будет осуществить и оплатить заранее с использованием единой платформы. «Весь транспорт в одном приложении» – так сформулировали специалисты эту идею, которая в мире уже частично реализована. Причем в этом случае речь идет как о государственных, так и о коммерческих предприятиях, включая каршеринг, прокат велосипедов или самокатов, а также парковку.

Каждому свое

Наряду с новой моделью перевозок в обозримом будущем предполагается активно использовать и такие инструменты, как виртуализация транспортных карт и биометрия.

На этом, в частности, подробно остановился старший вице-президент банка «ВТБ» Вадим Изотов. По его мнению, виртуализация в виде отказа пассажиров от физических носителей в пользу размещения в нативных кошельках смартфонов – тренд времени. «Еще пять лет – и обычные банковские карты отомрут, – уверен он. – А вот биометрия будет приобретать все большее значение».

По его оценке, использование этих инструментов (в частности, биометрии) очень перспективно на разных видах транспорта, включая наземный. «Мы все знаем, что сейчас люди по разным причинам нередко используют для поездок чужие проездные документы, – заметил он. – В случае применения надежных биометрических систем с этой проблемой будет покончено». А самое главное – инструмент позволит четко анализировать потоки пассажиров и, соответственно, качественно управлять ими.

Свою лепту в видение цифрового транспортного будущего Петербурга и России в целом внес и заместитель директора по GR* «Яндекса» Евгений Хохлунов. Он сразу же заявил о том, что «можно улучшать только то, что можно измерить». «В этой связи мы, к примеру, стараемся реализовать транспортные услуги, которые позволяют делать их более удобными, доступными и дешевыми», – пояснил он.

Эксперт сообщил: беспилотники – реальность, поскольку в «Сколково» около сотни роботов-курьеров уже заняты на доставке документов. И поэтому мы все психологически должны быть готовы к тому, что такие роботы (а наравне с ними и самые разные иные беспилотные системы) совсем скоро появятся рядом. По его оценке, с точки зрения внедрения Mobility-аs-Service Россия находится на 3 – 4-м уровне (всего их семь), и поэтому внедрение в систему транспорта таких инструментов, как искусственный интеллект или анализ больших данных, – дело самого ближайшего будущего. Говоря о новинках, Евгений Хохлунов рассказал и о 3D*-снимках, которые делаются с разных ракурсов сверху с использованием дронов, что позволяет, к примеру, увидеть здание в разных видах объемно.

Впрочем, не обошлось и без ложки дегтя. По оценке Константина Трофименко, внедрение всех цифровых новинок в сфере транспорта будет сопровождаться и такими негативными явлениями, как хакерские атаки, вредоносное воздействие или элементарное физическое повреждение нужных для эксплуатации систем датчиков. «Нельзя исключить того, что какое-то время появление новинок будет восприниматься негативно», – делает он вывод.

Вместе с тем все эксперты пришли к выводу о том, что в будущем Петербург ждет развитие технологии беспилотного и экологичного транспорта, рост системы онлайн-платежей и появление единого мультимедийного пространства для всех перевозчиков.

Пришли к выводам

По итогам стратегической сессии «Здравоохранение» эксперты сформулировали приоритетные цели цифровой трансформации отрасли Петербурга к 2030 году.

В их качестве они назвали создание единой медицинской информационной среды, принятие врачебных решений на основе данных с использованием искусственного интеллекта, стабильную финансовую поддержку медучреждений, поддержку развития новых технологий в области медицины и фармакологии, а также развитие нормативно-правовой базы и гарантированный доступ к достоверной информации для 97% горожан.

Что касается сессии «Транспорт», в качестве акцентов по итогам обсуждения темы его цифровизации эксперты назвали безопасность граждан, а также быстроту перевозок без пробок и комфорт для пассажиров, достигнутые в основном за счет развития общественного транспорта с учетом возможностей городского бюджета.

При этом приоритетными целями для цифровой трансформации транспортной отрасли признаны шесть основных направлений. В их числе бесшовная система оплаты транспортных услуг, создание единой цифровой платформы с учетом индивидуальных особенностей и предпочтений каждого пассажира, точное расписание движения транспорта, а также трансформация транспортной инфраструктуры для сбалансированного развития всех видов общественного транспорта. Кроме того, в качестве приоритетов развития названы комфортный безопасный транспорт и экономичный, надежный и безопасный подвижный состав.

*GR – Джиар, отношения с государственными структурами

*3D – ТриД

*Mobility-as-Service – Мобильность как услуга

12+

Опубликовано на правах рекламы.

#город #цифровизация #сервисы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 80 (6918) от 06.05.2021 под заголовком «Удобно, доступно и быстро».


Комментарии