От розы до дворняжек. Железные скульптуры Пионерского сада

Наша газета продолжает «коллекционировать» полузабытые петербургские монументальные объекты. Сегодня расскажем про железные объекты в саду Пионерской площади.

От розы до дворняжек. Железные скульптуры Пионерского сада | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Слева, если находится лицом к фасаду ТЮЗа, виднеется металлический силуэт Петропавловской крепости с отражением в «воде», на которой установлены цифры «300» и текст: «Санкт-Петербургу от Урала». Внизу на постаменте – табличка, но буквы на ней уже не читаются. К ней мы еще вернемся, но сначала обойдем весь парк на Пионерской площади. Нам встретятся кованое кресло с прямой высокой спинкой и фонарем на вершине, композиция с тремя собаками и две отдельно «растущие» железные розы. На громадном цветке выбита пояснительная записка. Из нее следует, что цветок ковался 16 часов 10 минут и «сработан» кузнецами Александром Романовым и Иваном Монастырским. Это тоже дар городу к круглой дате от Ульяновска – Симбирска.

Как рассказала нашей газете Надежда Ефремова, старший научный сотрудник Музея городской скульптуры, в 2001 году городские власти поддержали инициативу Союза кузнецов Петербурга по созданию парка фонарей в сквере на Пионерской площади. Тем более что тогда готовился проект нового благоустройства территории. Предполагалось установить до десятка оригинальных осветительных приборов, в том числе газовый фонарь. Но красивая идея столкнулась с прозой жизни – надо было найти точное архитектурное решение парка, просчитать инженерию, подвести электрические сети и т. д. Средств не хватало, подготовительные работы остановились. Одновременно появился другой проект – создать парк декоративной скульптуры. Он был частично реализован к 300-летию Петербурга. Композиция «Санкт-Петербургу – от Урала» создана художником Владимиром Сохоневичем и кузнецом Виктором Вятчиновым. Их имена и указаны на слепой табличке.

По мнению Ефремовой, единого арт-пространства как обязательного условия существования парка скульптуры не получилось. Увы, «потрудились» и вандалы. Кованый трон – только часть композиции Андрея Яковишина «Король и шут», или «Кресло для мечтаний». Она утратила важный элемент – низенькую табуретку для шута. Тогда скульптура имела символический смысл, как обращение к зрителю: какое место в жизни ты способен и вправе занять?..

Композиция Владимира Маркова «Петербургские дворняжки» лишилась миски. И здесь исчез метафорический авторский посыл: заставить зрителя подумать о том, что он готов предложить бездомным псам – монетку, пакетик собачьего сухого корма? Или собственный кров?

Ефремова считает ульяновскую «Розу» (на снимке) шедевром кузнечного искусства, она сделана на специальном прессе из пятитонной стальной болванки и выражает надежду, что парк кузнечного искусства нужен в Петербурге. Где его можно создать – это вопрос ко всем заинтересованным горожанам.

#скульптура #благоустройство #парки и скверы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (6746) от 21.08.2020 под заголовком «Тяжелый металл в Пионерском саду».


Комментарии