Туриста встретить некому. Сфера гостеприимства Петербурга ощущает растущий дефицит кадров

До конца года Северная столица обещает взять новую туристическую высоту — 8 млн гостей. Однако заметный рост желающих посетить наш город ведет и к обострению проблемы нехватки персонала: городу явно не хватает не только работников низового звена, но и специалистов среднего уровня квалификации, готовых трудиться в системе гостеприимства.

Туриста встретить некому. Сфера гостеприимства Петербурга ощущает растущий дефицит кадров | Из-за нехватки персонала многие отели Петербурга начали использовать систему аутсорсинга, привлекая нужных им специалистов со стороны./ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Из-за нехватки персонала многие отели Петербурга начали использовать систему аутсорсинга, привлекая нужных им специалистов со стороны./ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Факторы роста

Дефицит персонала обусловлен тем, что в 2022 году, впервые с ковидного 2019‑го, количество рабочих мест в этом секторе экономики Петербурга начало расти. Например, в гостиничном сегменте Северной столицы число мест, значительно сократившееся во время пандемии, стало восстанавливаться — рост оценивают примерно в 15 %. По оценке вице-президента Российской гостиничной ассоциации Алексея Мусакина, тенденция напрямую связана как с увеличением потока туристов, так и с вводом в эксплуатацию ряда новых гостиниц.

По данным исследования, проведенного в рамках совместного проекта комитета по развитию туризма, Аналитического центра при правительстве РФ и Федеральной службы госстатистики, непосредственно в сфере оказания туристических услуг постоянно заняты как минимум 57 тыс. жителей Петербурга. При этом почти в 2 тыс. туристских компаний (698 из них являются тур­операторами, а 1271 — агентствами) трудятся около 7,2 тыс. человек, еще немногим более 900 сотрудников заняты в конгрессно-выставочных организациях, а число экскурсоводов и гидов превышает 6 тысяч. Однако больше всего специалистов в коллективных средствах размещения и в санаторно-курортных организациях — общая численность занятых в этом сегменте с учетом аутсорсинга составляет более 42 тыс. человек. Причем количест­во работающих на аутсорсинге (т. е. не в штате гостиницы или санатория) велико: в отелях уровня 3 – 4* таких сотрудников может быть больше 50 % от общей численности.

Аналитики уверены: поскольку туризм в Петербурге на подъеме, а одно рабочее место в этой сфере гарантированно создает от 1,5 до 3 в смежных отраслях, то в настоящее время уже каждое двенадцатое в городе рабочее место в той или иной степени зависит от туризма. И похоже, что эта зависимость будет только расти.

Сколько требуется

Специалисты знают: на самом деле нехватка персонала в системе гос­теприимства Петербурга была всегда — за исключением пары пандемийных лет, когда, собственно, почти некого было обслуживать. Но сейчас, когда поток гостей постоянно растет, рабочих рук не хватает. Кто особенно нужен? Как правило, на любой ярмарке вакансий речь идет о линейном низовом персонале. О горничных и официантах. О поварах и работниках кухни. О водителях туристических автобусов и рядовых армии менеджеров.

На одной из недавних встреч Людмила Колдунова, начальник отдела развития человеческого капитала комитета по труду и занятости населения Петербурга, привела конкретные цифры: «Сис­теме гостеприимства требуется около 1,2 тыс. поваров и 500 кухонных рабочих, примерно 400 барменов и 170 официантов». Однако, по ее словам, нужны не только низовые работники — прослеживается нехватка руководителей проектов, специалистов в сфере информационных технологий и т. д. Поддержала ее и Наталия Серебровская, замес­титель генерального директора Конгрессно-выставочного бюро города: «Человеческий капитал — безусловная ценность для отрасли делового туризма и основа его существования. Спрос на квалифицированных специалистов растет, причем увеличивается и потребность в представителях новых профессий. Особенно в таких сферах, как 3D-дизайн, SMM-продвижение или контент-менеджмент».

«Нехватка персонала по‑прежнему остается серьезной проблемой для тревел-отрасли и тормозит некоторые процессы ее развития, — считает глава специализированной на подборе кадров в сфере туризма компании «Бизнес Трэвел Джоб» Карина Яковлева. — Откровенный кадровый голод по ряду вакансий только усиливается: на одного высококвалифицированного специалиста в сфере авиаперевозок, к примеру, приходится минимум 20 – 25 вакансий».

Причины дефицита

Аналитики уверены: сейчас ситуация в системе гостеприимства характеризуется тем, что количество вакансий продолжает расти, а вот кандидатов на рынке труда стало меньше. Причины сложившегося положения самые разные. Среди них специалисты называют и значительно усилившуюся миграцию персонала из одного региона в другой (ищут, где лучше), и предпочтение «белой» зарплаты и прозрачной системы бонусов, и выбор в пользу «гибридного» или удаленного формата работы. Увы, но далеко не все, кто в пандемию ушел из отрасли или перебрался в другой регион, теперь желают вернуться назад — многие предпочли остаться на новом месте. Единственный, пожалуй, плюс — некоторое снижение уровня текучести кадров: теперь сотрудники больше держатся за ту работу, которая их полностью устраивает. Однако сокращаться дефицит кад­ров в этом сегменте рынка труда не будет, как считает Карина Яковлева: «Мы не видим массового прихода в нашу отрасль новых специалистов, и поэтому в целом кадровый голод будет сохраняться в ближайшие годы».

Как она, так и другие эксперты полагают, что одной из причин нехватки кадров в системе гостеприимства является и уровень заработной платы, который приходится соотносить с аппетитами потенциальных сотрудников. «В Москве минимальная зарплата, на которую готов сегодня пойти начинающий сотрудник, — 50 тыс. рублей, — отмечает Яковлева. — Но далеко не каждое агентство готово на первых порах платить ему такие деньги, т. к. большую часть молодых специалистов еще года три надо учить».

А Светлана Клейменова, независимый рекрутер, добавляет, что привлечению персонала в сис­тему гостеприимства мешают и такие факторы, как высокая конкуренция со стороны других сфер экономики, уровень «обеленности» зарплат и размер переработок, связанных с широким применением ненормированного рабочего времени. «Не секрет, что в сфере гостеприимства сейчас, как и раньше, платят меньше, чем во многих иных, — говорит она. — Да и по уровню использования «серых» и «черных» схем туризм, к примеру, в числе первых. И если у имеющего высокую квалификацию человека есть выбор, он, скорее всего, пойдет работать туда, где трудиться надо меньше, а «кормят» лучше».

Увы, здесь спорить трудно: по данным hh.ru, в декабре 2022 года медианная предлагаемая зарплата в Северной столице составляет более 64,5 тыс. рублей. Однако профессиональное направление «Туризм, гостиницы, рестораны», как и прежде, не может похвастать высокой прибыльностью и все так же находится в нижней части рейтинга зарплат. И хотя в течение этого года средние доходы в системе гостеприимства выросли на 2 % (чуть более 900 рублей), сейчас они составляют 55,6 тыс., явно недотягивая до общегородского уровня.


#работа #дефицит #рынок труда

Комментарии