Цифровая кольчуга. В Петербурге разработали первую в мире технологию компьютерной реконструкции

В Петербурге разработали первую в мире технологию компьютерной реконструкции древней одежды при помощи движка для создания видеоигр. Виртуальная археология позволила воссоздать исторические артефакты разных эпох и сохранить их в цифровом формате.

Цифровая кольчуга. В Петербурге разработали первую в мире технологию компьютерной реконструкции | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

При этом специалисты Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД) и Свободного университета Амстердама создавали эту технологию отнюдь не для развлечения, а ради науки. Дело в том, что доспехи и ­одежда, созданные тысячи лет назад, доходят до нас в поврежденном ­состоянии, от многих образцов остаются лишь небольшие фрагменты. Их нельзя даже трогать без перчаток, чтобы не ­повредить, не говоря о том, чтобы надевать на человека.

Поэтому исследователи до недавнего времени выполняли реплики доспехов и одежды из современных материалов. А «снятие выкроек» с исторических костюмов заключалось в том, что изделие клали на стол, раскладывая каждую деталь в плоском виде и измеряя с помощью сантиметровой ленты и линеек, а затем заново выстраивали чертеж на миллиметровой бумаге. Такой подход предполагает большие трудозатраты, не обеспечивает высокую точность чертежей, не может применяться для сложных изделий, поврежденных и хрупких артефактов, требует квалификации специалистов.

Цифровизация же реплик исторической одежды позволила впервые получить ранее недоступную информацию не только о том, как выглядела специфическая оригинальная одежда того времени, но и как она «носилась». Например, стало понятно, насколько растяжимы кольчужные полотна, как они драпируются.

«Смоделировать двадцать или сто звеньев кольчуги — это не проблема, но понять, как под действием гравитации двигаются более 19 тысяч колец, стало возможно только благодаря нашей разработке, — объясняет один из авторов разработки, доцент кафедры конструирования и технологии швейных изделий СПбГУПТД Алексей Москвин. — Предлагаемый нами метод уникален тем, что он учитывает физическое поведение кольчужных доспехов, позволяя точно воспроизвести сохранившиеся образцы в виртуальной реальности. Это также дает возможность протестировать такие доспехи в виртуальной среде и посмотреть, как они сидят и ведут себя на человеческом теле. Метод особенно актуален для фрагментарной, поврежденной или находящейся в ненадежном состоянии одежды, что часто имеет место для старых образцов, найденных в археологическом контексте. Их состояние не позволяет ответить, как одежда выглядела в первозданном виде при ношении, насколько она прикрывала тело человека, как ее покрой подходил владельцу».

Всего ученые восстановили 27 исторических объектов из временного среза III век до нашей эры — X век нашей эры. В этом списке туника и брюки из Торсберга (Археологический национальный музей, Германия), кольчуга из Вимозы (Национальный музей, Дания), десять фрагментов кольчужных доспехов.

Реконструкция помогла подтвердить три гипотезы. Во-первых, выяснилось, что пояс на кольчуге значительно изменяет распределение нагрузки, благодаря чему воину легче двигаться. Во-вторых, под военным костюмом того времени носили дополнительную одежду — поддоспешник. В-третьих, доспехи германского воина позволяли ему выполнять на поле боя разные действия: сражаться с копьем, мечом, щитом, метать дротики, стрелять из лука и ездить на лошади.

Благодаря разработанной технологии ученые смогут восстанавливать и исследовать разные виды экспонатов различных исторических периодов. А кроме получения важной информации для ­науки восстановленные в виртуальной реальности артефакты можно применять в цифровизации музейных коллекций, создании онлайн- и цифровых экспозиций, а также в современных видеоиграх и кинематографе.


#разработки #артефакты #технологии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (7254) от 14.09.2022 под заголовком «Цифровая кольчуга».


Комментарии