Триумф чугуна и оружия. Что петербуржцу видно с Московских ворот
Первый осмотр состояния Московских ворот провели сотрудники Музея городской скульптуры и специалисты-реставраторы для составления проекта очередной реставрации знаменитого памятника.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Старинным ключом открывается небольшая дверца у подножия одной из двенадцати чугунных колонн. 70 ступенек по узкой и крутой винтовой лестнице ведут к аттику. Там сухо и чисто, значит, туда не попадает вода и не залетают голуби...
Еще двадцать ступенек по гулким трапам, и на высоте около 23 метров мы выходим на крышу, чтобы рассмотреть вблизи восемь пятиметровых групп «военной арматуры» - декоративных композиций из меди, изображающих знамена, каски, щиты, оружие. Только здесь хорошо видно, что «арматуры», каждая высотой пять метров, держатся на мощных стальных стержнях. Они явно требуют новой покраски. Сама крыша выглядит как новенькая. Это на взгляд неспециалиста, но и профессионалы из музея подтверждают - с ней все в порядке.
Вид на Московский проспект в пасмурный полдень совсем не открыточный. Незаметен шпиль Петропавловского собора, который мы рассчитывали увидеть. Дальше сталинской башни на Бассейной улице - в южную сторону и от Фрунзенского универмага - в северную город только угадывается. Это и есть туманный Петербург Гоголя и Достоевского, Ахматовой и Бродского.
Пока реставратор Петр Щедрин тщательно обследует каждый сантиметр «арматуры», мы спускаемся вниз, чтобы поговорить с Надеждой Ефремовой, научным сотрудником музея. Она напоминает, что Московские ворота были открыты в 1838 году, они сооружались архитектором Василием Стасовым. Его проект был утвержден Николаем I 20 апреля 1834 года. Архивные документы свидетельствуют, что вскоре «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали объявление о торгах на поставку материалов и производство работ.
Стасов использовал мотивы пропилей афинского Акрополя. Все колонны состоят из чугунных колец, отлитых под наблюдением Матвея Кларка на Александровском чугунолитейном заводе. С тех пор Московские ворота остаются самым большим сооружением из чугуна в мире. Ширина центрального проезда была рассчитана так, чтобы через него могли проехать карета или свободно разойтись два всадника. Кроме «арматур» фриз ворот украшают 30 горельефных женских фигур. Это гении победы, держащие в руках гербы губерний, поставщиков российской армии в Русско-турецкой войне 1828 - 1829 годов.
По случаю открытия Московских ворот была выпущена памятная медаль с их изображением. Она имеет прямоугольную форму со срезанными углами. Медаль выпущена в трех вариантах - золотом, серебряном и бронзовом — для награждения участников военных кампаний. Рабочие и мастера Александровского чугунолитейного завода получили денежные премии.
В советское время, в 1936 году, Московские ворота разобрали с целью расширения Московского проспекта. На их месте проложили трамвайные пути. С современной точки зрения на культурное наследие затея была сомнительная. Это хорошо понимали тогда ведущие ленинградские архитекторы. В 1938 году Евгений Катонин подготовил проект установки ворот на другом месте - у главного входа в будущий парк культуры и отдыха Московского района. Помешала война, сейчас на этом месте находится Московский парк Победы. Но важно, что сохранилась основная часть чугунных колец и медных украшений, а также фотофиксация разборки ворот.
Их восстановили в 1959 - 1961 годах, воссоздав утраченные детали. При этом фундамент ворот был усилен бетоном.
Комплексная реставрация проводилась в начале XXI века к 300-летию Петербурга. Тогда была проверена вертикальность колонн, для хрупкого чугуна это особенно важно. Было очищено от гуано и освобождено от воды внутреннее пространство аттика, после чего отреставрирована крыша. Медные «арматуры» были демонтированы и реставрировались в условиях мастерских. После возвращения их на место стальной крепеж, который способствует гальванической коррозии, был заменен на цветной металл. Тогда же восстановили посвятительскую надпись из бронзовых позолоченных литер: «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах». На это было получено особое согласование МИД России. Точный вид надписи определили по авторским чертежам Василия Стасова. Тогда же мрачный «танковый» цвет окраски ворот был заменен на цвет оксидированной бронзы. Его утверждал еще Николай I как наиболее предпочтительный.
Надежда Ефремова перечислила работы, которые предстоят при проведении новой реставрации. Самое главное - снова проверить вертикальность колонн. Необходимо подключить внутреннюю подсветку на винтовой лестнице и в аттике. Проводка там была сделана во время предыдущей реставрации, но что-то помешало подключить ток. Как и прежде, потребуется «лечение» декора: Московский проспект - это выхлопные газы и вибрации днем и ночью, летом и зимой. Надо наконец решить проблему с освобождением ворот от шести креплений-растяжек. На дворе XXI век, а трамвайные сети по-прежнему держатся на конструкциях, нарушающих целостность колонн.
И, конечно, как это бывает на многих памятниках, например, при недавно завершившейся реставрации скульптур львов на Львином мосту, необходимо снова заняться покраской Московских ворот. Это касается не только подбора колера, но и применения многослойных защитных систем. Вместе они должны препятствовать негативному влиянию осадков и автомобильных выхлопов.
...С крыши возвращается Петр Щедрин со словами: «Целостность объекта хорошая. Пайка меди и краска на декоре стоят хорошо». Но добавляет, что это только первый осмотр. Потребуется еще несколько выходов на объект, прежде чем можно будет говорить о подготовке реставрационного задания. С учетом всех процедур и формальностей, начиная от составления проекта реставрации, его экспертизы, включения работ в программу финансирования и т. д., сама реставрация может начаться в 2020 году. То есть с момента завершения предыдущей пройдет примерно 18 лет. Нормальный срок для Петербурга.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (6320) от 13.11.2018 под заголовком «Триумф чугуна и оружия».
Комментарии