Топонимия метро

Петербургское метро, в отличие от московского, не часто меняет названия своих станций. И в этой консервативности есть свои положительные стороны. Но иногда и в северной столице случаются переименования. В июле Топонимическая комиссия Петербурга одобрила переименование станции метро «Новокрестовская» в «Зенит». И это решение можно только приветствовать.

Топонимия метро | Фото: автора

Фото: автора

Во-первых, само название «Новокрестовской» совершенно абстрактное и не отражает ничего – станций в Санкт-Петербурге и так довольно мало, чтобы в названии одной из них была такая ничтожно малая информативная нагрузка. Да и для небольшого Крестовского острова два однокоренных названия ничего не дают ни в плане ориентации, ни в плане изучения истории метро. Тем более в Москве есть хорошая традиция именовать станции метро по спортивным клубам – еще в 1938 году там появилась станция метро «Динамо», а недавно «Спартак» и «ЦСКА». Логично видеть и станцию «Зенит» в Санкт-Петербурге, тем более и станция ориентирована в значительной степени на профильный стадион этого клуба. Кроме того, тематическая «Приморская» у нас уже есть. На этом можно было бы и остановиться, если бы…. не половинчатое решение. А именно – следующая станция – «Беговая». По названию этой станции гораздо больше вопросов, чем по «Новокрестовской».

Случай с «Беговой» троекратно дезинформирует. Во-первых – станция не находится на Беговой улице и не имеет к ней выхода (выход на улицы Савушкина и Туристскую). Во-вторых, название этой станции никак не созвучно с районом – здесь никогда не было ни бегов, ни скачек, ни аллегорического оформления района. И, в-третьих, у станции есть конкретное тематическое оформление – она посвящена авиации вообще и летчику Савушкину в частности.

Александр Петрович Савушкин – летчик, участник боев в Советско-Финской и Великой Отечественной войнах, Герой Советского Союза. В соответствии с проектным заданием станции, архитекторы Николай Ромашкин-Тиманов и Ульяна Сергеева вложили в тематическое содержание художественного образа подземного вестибюля станции тему авиации и летчика. Это уже четвертая в Петербурге станция, посвященная авиации.


Архитектурное оформление «Беговой» посвящено герою Великой Отечественной войны, летчику-истребителю Александру Савушкину. Фото: автора

Первой была «Пионерская», в оформлении которой легче узнаваем образ пионерской рубашки и галстука нежели пионеров авиации, которым посвящена эта станции. Второй в 1996 г. стала «Чкаловская». На этой станции самым талантливым образом обыграна тема авиации – и потому, что она односводчатая, и потому, что в оформлении освещения над путями использована аллегория крыльев и в оформлении витража «Икар» в наклонном ходу и в самой форме наземного вестибюля, символически напоминающего фюзеляж самолета. Причем непрямыми цитатами, а стилизованно. Здесь впервые широко использована идея серебристого металла авиации (от которого происходит, в том числе, и название Серебристого бульвара на бывшем Комендантском аэродроме). Третьей была станция «Комендантский проспект», посвященная этому же аэродрому. Но здесь уже использовано больше мрамора и мозаик в сине-белых тонах. И посвящена эта станция военным летчикам в первую очередь. Тем более, что и открыта была в канун 60-летия Победы в Великой Отечественной Войны – в 2005 году.

Оформление же станции «Беговая» в этом ряду всё-таки выделяется – она больше посвящена летчикам 1930-х годов и Савушкину в частности. Можно сказать, что и «Чкаловская» посвящена летчикам 1930-х годов, – но не столь явно. Она более романтизирована и метафорична. На «Беговой» же мы видим не только общие образы (оформление светильников в форме пропеллеров), но и конкретные формы самолетов и индустриальных новостроек 1930-х годов в панно – металлические фермы и цистерны заводов, шасси самолетов и элементы дирижаблей. Добавляет индивидуальности облик летчика Савушкина, помещенный в панно над наклонным ходом эскалаторов. И, хоть панно собраны из образов в коллажи, но в тематике ясно просматривается тема авиации 1930-х годов – в шасси, пропеллерах, трубках и вентиляторах, переплетенных со строениями аэродромов и заводов. Экспрессии и некоторой доли авангарда добавляют остроугольные скамьи и рисунок гранитного пола под углом к потокам основного пассажиропотока, а также яркий оранжевый цвет стен зала. Всё это вместе создает почти супрематический рисунок общей среды.

Добавляет полного замешательства и намека на отсутствие симметрии как таковой и расположение платформ – берегового типа. Крайне неудобная схема для эксплуатации, которую старательно избегали в советское время при проектировании станций, здесь, всё-таки, нашла свое применение. Такого бюджетного решения не принимали даже в хрущевское время, когда строили типовые станции, в том числе т.н. «горизонтального лифта». Исходя из соображений экономии наземный вестибюль также сделан типовым (но это и неплохо, поскольку это лучше того случая, когда он встроен в торговый центр и его поиски затруднены).

Подводя итоги оформлению станции «Беговая» можно смело указать на то, что название станции никоим образом не отражает ни одной из задач наименования такого объекта, как станции метрополитена. Ни признака топографического (навигационного), ни тематического в названии не отражено. Верным названием этой станции должно стать или «Улица Савушкина», или «Савушкинская» (что по правилам топонимического присвоения), или каким-либо другим авиационным термином. Иначе это будет памятник абсурду и нарушение добрых традиций связи оформления станции с названием, которая не прерывалась уже с 1955 по 2018 годы и была нарушена на этой станции. Можно, безусловно, указать на повышенную долю авиационной тематики в оформлении станций Приморского района («Пионерская», «Комендантский проспект» и эта станция), но это как раз могло бы стать некоей «изюминкой» северо-западной окраины Санкт-Петербурга. Более того, сама идея совмещения подземного зала с небом (авиацией) – дерзкая, яркая и вызывающая восхищение мысль, подобная самым смелым инженерным идеям XX века…

#топонимика #станции метро #названия

Комментарии